Роскошь общения как основной фактор удовлетворенности работой
Где обычный человек проводит большую часть жизни? Конечно же, на работе. Если сделать точные расчеты и посмотреть, сколько времени реально уходит на наш труд, выяснится, что здесь мы проводим треть нашей жизни.
Ученые Гарвардской медицинской школы завершили самое длинное исследование в истории изучения менеджмента: оно продолжалось 85 лет. Цель работы - выяснить факторы, подрывающие психическое и физическое здоровье человека. Исследователей интересовали причины, связанные с рабочей деятельностью человека.
Выводы ученых поразительны! Нам привычно считать главными недостатками работы отсутствие перспектив и низкие оклады. Однако, согласно исследованию, не это самое страшное.
Наиболее опасна для здоровья та работа, которая не требует интенсивного взаимодействия между людьми и не предоставляет возможностей выстроить значимые отношения с коллегами.
«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», справедливо отмечал Антуан де Сент-Экзюпери.
Человека называют биосоциальным существом, потому что на него влияют как биологические, так и социальные факторы. Если с биологическими всё понятно – дыхание, сон, еда, то с социальными потребностями куда сложнее. К ним относятся труд, создание семьи, самореализация и общение. При отсутствии возможностей реализовать свои потребности, человек чувствует себя максимально дискомфортно; затяжное нахождение в ситуации без общения может привести к социальной смерти.
Социальная смерть личности – потеря способности воспроизводить, восстанавливать и создавать социальные связи в своем жизненном пространстве.
Отсутствие удовлетворенности работой: группы риска
Впервые за историю переписи населения в нашей стране преобладают одиноко проживающие граждане, и это в основном трудоспособное население. Может, эти люди реализуют потребность в общении на работе?
Хотелось бы верить, но работы, которая не предполагает значимых контактов с коллегами, становится всё больше: это работники онлайн торговли, курьеры, доставщики товаров. Многочисленные операторы колл-центров подвержены постоянному стрессу: эти люди ежедневно вынуждены общаться с раздраженными и агрессивными абонентами. Социальное одиночество грозит не только тем, кто работает в одиночку: изолированными будут чувствовать себя даже те люди, которые дни напролет общаются с клиентами, если у них нет постоянных и положительных взаимодействий с коллегами.
Особенно уязвимы в плане общения с коллегами модные ныне удаленщики и фрилансеры. Люди, работающие из дома, часто говорят о сложностях взаимодействия с коллегами, а фрилансеры вообще могу не иметь коллег.
Как удаленный график влияет на удовлетворенность работой
Цифровая трансформация экономики неизбежно меняет современный офис, где люди находятся в одном пространстве. Андрей Онучин, партнёр, руководитель практики «Социология бизнеса» в ЭКОПСИ уверен: «С проблемой в любом случае придется разбираться, поскольку это вызов времени. Некоторые стабильно существующие факторы становятся привычной реальностью, на которую не обращают внимания. Одним из изменений было резкое возрастание интереса к комбинированным способам работы. Традиционные формы контакта и получения поддержки резко сужаются, и люди начинают чувствовать себя более депрессивно и дискомфортно».
Но и тут все не так просто. «Компании замечают, что при удаленке лояльность сотрудников падает. Но те, кто решил просто вернуть всех в офис, получили мощный отток ценных кадров. Сейчас стоит задача научиться выстраивать правильную поддержку сотрудникам вне зависимости от формата их работы. Идет масса экспериментов. Некоторые провалились, — в числе последних «онлайн-кафетерии» для общения коллег. Но есть и успешные находки — многие обнаружили, что гибридный формат, когда время от времени можно приезжать в офис, часто эффективнее полной удаленки», — поясняет Андрей.
Пока современный офис находится в процессе трансформации, социологи советуют регулярно выделять время на общение с приятными коллегами. Самый лучший вариант, когда руководство компании осознает важность проблемы и помогает грамотно ее решить.
Потребности сотрудников в удовлетворенности от работы
Многие менеджеры противятся неформальным отношениям между коллегами – длительному общению в курилках, возле кулера, на кофе, так как полагают, что такое общение отвлекает от работы. На самом деле верно обратное: отчет Gallup за 2022 год показывает, что те, у кого есть прочные социальные связи на работе, более продуктивны и увлечены трудом, чем те, у кого этого нет. Таких, к слову, всего 30% по всему миру. Андрей Онучин убежден: «Чтобы чувствовать свою нужность в компании, необходимо разделять с кем-то свою точку зрения, иметь тех, с кем я совместно воспринимаю происходящее. Когда нет такого значимого другого, сотрудник чувствует себя намного менее комфортно». Если «со мной работает человек, с кем я могу доверительно общаться, это действительно очень важный фактор».
Разумеется, люди стремятся выстраивать комфортные отношения с работой. Имея разные потребности, сотрудники по-разному взаимодействуют с окружающими.
«Есть люди, которые не выносят постоянного шума и необходимость сидеть в многолюдном офисе для них кошмар. А у многих из тех, кто работает изолированно, все равно есть контакт с другими, и они выстраивают с ними отношения. Это может быть экспедитор, который привозит им товар раз в день или сменщик, с которым они пересекаются на полчаса, передавая смену. Для некоторых этого вполне достаточно. Вот если с ними не выстроен контакт, нет доверительного общения, да, будет дискомфортно. Некоторым сотрудникам, продающим на точках в разных ТЦ тарифные планы мобильных операторов, удается выстроить мини-коллектив на смену — и им достаточно. В итоге в других местах текучка, а эти 10 лет работают. Они получают психологический бонус к зарплате, который делает эту работу более ценной», отмечает Онучин.
Комфортное общение при желании можно выстроить в практически при любой деятельности и в любом коллективе. Андрей поясняет: «СССР разрушил эту традицию, в российской реальности она постепенно формируется. Вспомните, как общаются с клиентами в семейных итальянских ресторанчиках. И что важно — это не манипуляция, это естественный с детства образ действия, им комфортно так общаться. Это не просто культура компании, как она прописана, просто у человека есть некая естественная потребность выстраивать отношения вокруг себя».