Все услуги
aaa
Работа до посинения: почему спрос на белых воротничков будет сокращаться

Обзорная статья Февраль 2023

Работа до посинения: почему спрос на белых воротничков будет сокращаться

РБК Pro от 10.02.2023

Кадровые эксперты отмечают две тенденции российских работодателей: падение спроса на представителей умственного труда — офисный персонал, белых воротничков, и увеличение спроса на сотрудников рабочих специальностей. 

Последняя тенденция связана с увеличением доли промышленности в российской экономике. 

Наряду с традиционно востребованными ИТ-специалистами, самыми нужными сегодня становятся люди, обладающие рабочей профессией: сварщики, электрики, токари. 

Кто виноват

Сокращения коснулись компаний, занимавшихся интеллектуальной деятельностью. Причины объективные: политическая ситуация в стране и уход с рынка значительной части иностранного бизнеса. Белых воротничков ждет снижение количества вакансий, высокая конкуренция и строгий отбор. 

Топ-менеджеры также попадают под сокращения, особенно часто — из-за приобретения российскими компаниями иностранного бизнеса. «Сейчас наблюдается бурный рост корпоративных кредитов — компании берут их на покупку активов ушедших из России компаний. А когда из двух компаний делают одну, сокращают управленческий аппарат. На рынке оказывается много специалистов, и компании имеют возможность выбирать для себя самых лучших управленцев и экспертов», — отмечает директор проектов HR-маркетинга «ЭКОПСИ» Виктория Кабакова. Часто сотрудников западных компаний даже не приглашают на собеседования в компании российские. Западный опыт в России на очень больших сегментах рынка не востребован. 

Эксперты признают, что увольнения и сокращения зарплат частично корректируют высокие оклады и гонорары в некоторых сферах, например в маркетинге. 

В это же время спрос на синих воротничков активно растет — сегодня кадровики готовы предложить отличные условия хорошему рабочему. 

Что делать

Есть опасность быть уволенным у тех сотрудников, кто либо привык имитировать активную рабочую деятельность, либо не владеет никакими навыками, помимо административных функций. Уязвима также та категория персонала, которая получила от уходящих западных компаний несколько окладов и не предпринимала шагов к поиску новой работы, так как не была готова изучать российские технологии и получать более скромные зарплаты.

Сегодня компаниям нужны такие руководители, которые, при необходимости, умеют сами делать всю работу своих подчиненных, то есть глубоко погружены в рабочие процессы. Активно сокращают тех, без кого в команде можно и обойтись. 

Изменение курса

Сегодня в кадровой сфере намечается два основных тренда, непосредственно связанные с упомянутыми тенденциями.

Первый тренд: среди офисного персонала резко возрастет доля специалистов по организации определенного производственного процесса. Соответственно, руководители начинают понимать, что этим сотрудникам нужны не только достойные оклады и интересные задачи, но и прозрачные перспективы профессионального и карьерного роста. 

Второй тренд касается изменения набора задач, выполняемого таким работником. Если раньше инженер работал на одном оборудовании, теперь он начинает работать на другом, и, соответственно, ему приходится отлаживать рабочий процесс с новыми вводными, которые часто мало известны и ему самому, и его руководителю. 

Перспективы возвращенцев

Часть уехавших сотрудников возвращается в страну. Однако за прошедшие полгода их рабочие места могли уже занять другие люди. Поэтому перед организациями встает вопрос, стоит ли увольнять хорошо зарекомендовавших себя сотрудников, чтобы вновь взять возвращенца.

Могли бы релоканты создать ситуацию высокой конкуренции в офисе? Кадровые эксперты отмечают, что сейчас особенно важна лояльность компании к сотруднику. А поскольку многие уехали внезапно, оставив бизнес на коллег, о лояльности не может быть и речи.

Виктория Кабакова отмечет, что имеется «еще один фильтр, который включится на перенасыщенном рынке белых воротничков — это value fit, соответствие ценностей человека ценностям компании. Отбор по ценностям не новинка, он проводится уже давно, но сегодня он становится не модной практикой для галочки, какой нередко являлся, а вполне работающим и очень значимым инструментом отбора «своих». Смыслы, ценности и приоритеты становятся важными не в сытые времена, а во времена конфликтов, когда люди стоят перед выбором стратегии своего поведения, осознания своих целей. Люди внутри компании в сложные времена обычно консолидируются. Они не хотят принимать в свои ряды скандальных и проблемных людей, которые не впишутся в компанию. Но чтобы уверенно набирать близких по духу людей, вначале нужно понять, кто для тебя свой, поэтому запрос от компаний к консультантам на определение и позиционирование собственных ценностей и корпоративной культуры сейчас огромный», — уверяет Виктория

 

Подробнее в статье РБК Pro

Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть