Все услуги
aaa
О чем говорит скандал с увольнениями из Xsolla

Комментарий Август 2021

О чем говорит скандал с увольнениями из Xsolla

The Bell, 08.08.2021

Скандал недели, который обсуждал весь технорынок (и не только): основатель единорога Xsolla Александр Агапитов уволил почти 150 сотрудников по итогам анализа их активности в рабочих чатах, почте и прочих сервисах. Сложно сказать, что вызвало большее возмущение: идея отбраковки сотрудников на основе активности в чатах, использование непрозрачного алгоритма или формулировки из письма Агапитова уволенным. Но сама по себе слежка за сотрудниками и массовые увольнения тех, кто сочтен неэффективными, — совсем не новость. 

  xsolla_1.jpg

Версия Агапитова

Большая часть HR-специалистов и айтишников осудили основателя Xsolla, назвали поведение Агапитова «супернеэтичным» и предсказали компании проблемы с наймом сотрудников в будущем. Часть возмущалась тем, что «команда биг даты», которая анализировала сотрудников для Агапитова, учитывала активности сотрудников «в жире, конфлюенс, гугл почте, чате, документах, дашбордах» — но не учитывала время работы в Git, хотя речь идет об IT-компании с большой командой разработчиков. Кроме того, под увольнение попали, например, бариста пермского офиса, которые, очевидно, в корпоративных чатах компании сидеть были и не должны. Другие осудили «пассивно-агрессивный» тон письма.

Последовавшие за письмом заявления Агапитова только обострили ситуацию: сначала он сказал в интервью Forbes, что уволены «те люди, которые ничего не делали, и в принципе ничего не изменится, если их не будет», а под вечер написал в Facebook лаконичный пост: «В...вайте или у...вайте».

Сам основатель Xsolla рассказал в интервью «Медузе» (признана в России иностранным агентом), что оказался к скандалу совершенно не готов: он вообще не думал, что его письмо может утечь, потому что компания «строго следит за NDA, у нас много конфиденциальной информации».

В разговоре с The Bell Агапитов объяснил, как собирались данные для увольнения. Оказалось, что «биг дата», о которой говорилось в письме, — это не большие данные в прямом смысле слова. Компания проанализировала переписки сотрудников и активность во внутренней «википедии» — базе знаний компании, где публикуются все собранные материалы и новости компании. Из этих собранных данных было выделено 30 разных параметров, а затем алгоритм расставил этим критериям разные веса для разных групп сотрудников, объяснил Агапитов. «Меня критикуют за то, что там не анализируется Git, а именно так работают разработчики. Но алгоритм учел, что для программистов проводить мало времени на встречах — это нормально. И были выбраны худшие из каждой группы, а не в целом», — заявил он.

Массовую зачистку Агапитов планировал в течение всего года. У компании есть цель — расти на 40%, и в прошлом году Xsolla это удалось, потому что росли ее крупнейшие клиенты, вроде Roblox, а в этом году темпы роста упали, объяснил основатель. Когда ситуация не менялась в течение полугода, Агапитов решил, что пришло время сократить фонд оплаты труда на 10%. Неожиданно для него в список кандидатов на увольнение попало больше 10% сотрудников — потому что алгоритм определил как неэффективных людей с самыми низкими зарплатами из пермского офиса. Про многих из них Агапитов говорит, что не знал, «что они у нас работали».

«Саму идею сделать ранкинг мы начали обсуждать больше года назад, после моего Гарварда. Там мы разбирали похожий кейс, где в компании анализировали подобным образом людей, создавая им цифрового двойника, чтобы можно было посмотреть, как сотрудника видит система. Мы это обсуждали больше года, рейтинг существует с начала года. Но, когда он запустился, мы решили, что не будем сразу увольнять нижние 10%, как это делают другие компании, а сделаем это только тогда, когда что-то пойдет не по плану. Вот сейчас именно такой момент», — объяснил Агапитов.

Как у других

Само по себе массовое увольнение сотрудников, которых компания сочла неэффектвными, выглядит удивительным для российского рынка, но не для американского. В 2014 году на тот момент новый CEO Microsoft Сатья Наделла, которому пришлось разбираться с распухшей от бюрократии и сосредоточенной на политических интригах корпорацией, уволил 15% персонала — 18 тысяч человек. Тогда под сокращение попало почти все подразделение Nokia и мобильный бизнес Microsoft. Наделла тоже написал сотрудникам письмо, где предупредил о масштабных сокращениях — хотя, конечно, формулировки в нем были намного корректнее. В том же году многотысячные сокращение прошли, например, и в Cisco, а спустя два года оттуда уволили и вовсе 14 тысяч сотрудников — 20% штата.

Несколько масштабных зачисток штата в IT случилось прямо в прошлом году. Сам Агапитов ссылается на опыт Salesforce, которая уволила тысячу человек в прошлом августе, выплатив им шесть месяцев выходного пособия. По словам Агапитова, компания также делала выбор, основываясь на алгоритмах, но пришла к этому раньше, чем Xsollа: «Им понадобилось около шести месяцев после начала пандемии, чтобы понять, что эти люди в новой экономике им в команде не нужны».

В мае 2020 года о масштабных сокращениях объявили и основатели Airbnb. Они уволили 1,9 тысячи сотрудников из 7,5 тысячи работавших на тот момент. Чтобы выбрать кандидатов на увольнение, в Airbnb «оценили роль каждой команды в реализации новой модели и с учетом этого определили ее размер и формат. Затем каждый сотрудник прошел комплексную оценку». Но и тут тон сообщения главы сервиса Брайана Чески разительно отличался от такового у Агапитова. «Нам придется расстаться с теми, кого мы любим и ценим», — писал он сотрудникам.

Но был и пример, аналогичный по скандальности кейсу Xsolla. Весной прошлого года американский сервис шеринга самокатов Bird уволил 406 человек — треть штата — одним звонком в Zoom. Людей собрали перед экранами, где им была зачитана двухминутная речь об увольнении, после чего конференция была сразу завершена. По словам некоторых из бывших сотрудников компании, речь была записана заранее, а не зачитывалась живьем. Возможно, уволенные сотрудники Bird чувствовали себя еще менее комфортно, чем работники Xsolla, потому что объявил об увольнении им не CEO, а никому не известный человек.

 

Технологии против сотрудников

Один из первопроходцев в использовании технологий для мониторинга за эффективностью — Amazon, который довольно жестко увольняет людей с их помощью. За водителями, которые работают на подряде и в логистике компании и доставляют посылки Amazon, следят алгоритмы. Если программа решает, что водитель нарушает правила, его увольняют одним автоматическим электронным письмом. Алгоритм может наказать водителя за то, что он не доставил посылку в срок, даже если в этом не было его вины, а он, например, не смог попасть на территорию закрытого жилого комплекса.

Этим автоматизация HR в Amazon не исчерпывается. Роботы там не только увольняют, но и нанимают людей, оценивают их эффективность — и все это происходит без прямого контроля со стороны человека, пишет Bloomberg. Джефф Безос, по словам его коллег, искренне уверен, что машины принимают кадровые решения быстрее и точнее, чем люди. Поэтому алгоритмы отслеживают каждое движение контрактных сотрудников, высылая им автоматические письма с предупреждениями — и даже в случае внезапного увольнения достучаться до человека в поддержке компании для внешних партнеров Amazon очень сложно. Сами инженеры, разрабатывающие алгоритм для слежки за сотрудниками, признавали, что, хотя компания приложила все силы, чтобы сделать его справедливым, ни один алгоритм не идеален.

Некоторые компании вслед за Amazon начинают использовать ИИ для найма на работу. Технологии в рекрутинге дошли до того, что в университетах появились курсы, где студентов учат, как вести себя и выглядеть на собеседовании с ИИ, которые применяются уже в сотнях крупных компаний. Другие компании делают собственные игры, чтобы из десятков претендентов на вакансию отобрать нужного — в них оценивается аппетит к риску, память, концентрация, щедрость и доверчивость.

Прошлый год всемирной удаленки дал новый толчок в развитии сервисов для слежки за сотрудниками во время работы. В США пик панической закупки приложений для мониторинга удаленных работников пришелся на конец марта. Сотрудников предупреждали о том, что алгоритмы следят за всеми их кликами, посещаемыми сайтами и делают снимки экрана. Жесткость режима бывает разной — вплоть до увольнения за невыполнение назначенных на день задач.

Почти сразу после того, как коронавирус пришел в Россию, похожие решения появились и у нас. В апреле 2020 года IT-компания «Крок» начала продавать сервис для контроля сотрудников на удаленке. Программа-агент мониторит действия сотрудника и события на его рабочем компьютере и подсчитывает время, реально затраченное на работу.

Сам по себе контроль за эффективностью работы с помощью технических инструментов — совершенно не новость для IT-рынка, в том числе для российского, говорит основатель HR-агентства Spice IT Agency, занимающегося подбором IT-специалистов, Дмитрий Чебанов. Еще в нулевые годы это практиковали многие крупные IT-компании, в том числе российские, использовавшие аутсорсное программирование. «Но сейчас компании, которые используют такой софт на постоянной основе, считаются компаниями-отморозками, к ним в основном относятся негативно, — сказал The Bell Чебанов. — Если компания занимается трекингом людей и делает скриншоты экрана, то в нее становится резко сложнее искать людей. Никто не хочет по доброй воле идти в концентрационный лагерь».

На российском рынке один из самых заметных игроков, анализирующих большие данные в HR с точки зрения работы с вовлеченностью, — Yva основателя ABBYY Давида Яна, сказала The Bell сооснователь сервиса careerspace Арина Хромова. Там делают ставку на отслеживание деятельности сотрудника в корпоративных инструментах, но основной задачей является удержание сотрудника и повышение его мотивации, а не его увольнение, по крайней мере так гласят слоганы на сайте Yva.

Проблема кейса Xsolla не в использовании бигдаты, а скорее в том, как она была подана, считает Хромова. Но в самой ситуации все не так уж однозначно, считает она: «Человек, который построил компанию с оценкой в $2–3 млрд, неплохо знает свой бизнес. И если происходит такое массовое увольнение, значит на это есть бизнес-причины».

«Эффективность работы можно оценивать двумя способами. Первый — мониторинг в процессе работы, второй — оценка результатов работы», — сказал The Bell руководитель практики Digital Assessment ЭКОПСИ Юрий Шатров.  

«Для первого есть два вида программ.

  • Для учета рабочего времени: их ставят на компьютеры сотрудников и проверяют, как много времени он тратит в соцсетях и онлайн-магазинах. Это, например, CrocoTime, Timedoctor, Kickidler. Но российские компании нечасто публично признаются, что следят за рабочим временем сотрудников.

  • Непрерывная обратная связь: это специальные сервисы, в которых сотрудники могут дать друг другу обратную связь в любой момент. Цель здесь — не понять, кто плохо работает, кто хорошо, а повысить эффективность сотрудников.

Основная проблема кейса Xsolla в том, что компания оценила эффективность с помощью инструментов, которые для этого не предназначены, считает Шатров. «На рынке есть компании, которые используют переписку сотрудников, но для другого — для оценки их уровня выгорания, чтобы выделить невовлеченную группу людей и понять, чего ей не хватает», — говорит он.

Узнайте больше

Xsolla создает платежные и биллинговые решения для разработчиков и издателей видеоигр. В этом году банки оценили компанию Александра Агапитова в несколько миллиардов долларов. А началось все 15 лет назад, когда его отчислили с механико-математического факультета Пермского государственного университета. Свою историю предприниматель рассказал в интервью Елизавете Осетинской. Посмотреть один из самых интересных выпусков проекта «Русские норм!» можно здесь


Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть