Ролевой подход к оценке участников, кейс-тесты, уроки в школе, прокторинг с помощью ИИ и другие новшества в методике отбора — для участников пятого юбилейного сезона «Лидеры России» АНО РСВ и экспертный совет конкурса подготовили нешуточные испытания.
Но игра стоит свеч — за пять сезонов:
в конкурсе приняли участие более 1 млн. руководителей из разных регионов России и других стран мира;
сделано 470+ высоких назначений в бизнес и госуправление на должности уровня вице президента, мэра, губернатора, заместителя федерального министра. Некоторые финалисты избраны депутатами Государственной Думы.
Павел Безручко, управляющий партнёр «ЭКОПСИ» и председатель экспертного совета конкурса, рассказал об инновациях в разработке и реализации методики конкурсного отбора в этом году — АНО «РСВ» и экспертный совет ежегодно ее совершенствуют, чтобы сделать испытания развивающими и полезными для участников.
Что изменилось на дистанционном этапе?
Теперь участники получают развивающий отчет по своей биографической анкете. Это помогает им лучше понять свои результаты и сделать выводы.
Добавлен тест и диктант по русскому языку. По данным одного из сезонов и последующего исследования карьеры конкурсантов уровень владения русским языком статистически-положительно связан с карьерным прогрессом участников.
Интеллектуальные тесты заменили на кейс-тесты планирования и организации, чтобы участники могли проявить свои навыки решения реальных задач.
Вместо очного контрольного тестирования перед финалами использовали прокторинг с помощью ИИ и наблюдателей-людей.
Что нового появилось на очном этапе?
Участники получили опциональную возможность представить свой управленческий кейс организациям-партнерам конкурса — если кейс понравится партнеру, то это может стать дополнительной карьерной возможностью для этих участников.
Финалисты объединились в команды и предложили решения реальных проблем своего региона, чтобы показать свои таланты не только в решении виртуальных задач, но и в работе с реальными проблемами. По отзывам ряда губернаторов, многие предложения оказались полезны и взяты в реальную работу.
Все финалисты провели урок для детей в школах. По отзывам некоторых участников, это было одним из самых сложным испытаний.
Очные финалы и суперфинал — по совершенно новой схеме
В этом году вместо привычных участникам компетенций оценивались управленческие роли. В чем принципиальная разница?
Компетенция — это способность человека, связанная с его успешностью в работе и проявленная в наблюдаемом поведении. Например, «системное мышление» или «командная работа».
Роль — это совокупность связанных между собой задач деятельности. Например, в роли «Организатора» руководитель планирует, делегирует и контролирует работу операционного уровня — то есть решает эти управленческие задачи.
Успех в той или иной управленческой роли возможен за счет разных компетенций: например, один руководитель вытягивает «организаторство» прежде всего интеллектом, другой — за счет развитой коммуникации, а третий — своим упорством и методичностью. Оценивая роли мы смотрим, кто успешнее решает соответствующую задачу, а не на то, за счет чего именно он(а) ее решает. Такая оценка ближе к реальной жизни, потому что работодателю или клиенту будут безразличны наши блестящие отдельные компетенции, если мы не справляемся с ролями-задачами соответствующего уровня должности.
В финалах «Лидеры России - 2024» экспертный совет оценивал 6 ролей:
Уровень начального звена
1. Организатор
2. Лидер команды (подчиненных)
3. Проводник изменений
Уровень высшего звена
4. Стратег
5. Реформатор
6. Коммуникатор (внутренний и внешний)
А в суперфинале — уже совсем другие 6 ролей:
Уровень среднего звена
1. Выстраиватель процессов
2. Лидер изменений
3. Главный по талантам
Уровень первого лица
4. Стратег*
5. Инвестор
6. Политик (речь про организационную, а не публичную политику)
*это сквозная роль для топ-менеджера и первого лица.
Подробнее про ролевой подход к оценке можнопочитать здесь
Для экспертов по оценке это был непростой переход — ведь оценка компетенций безусловно доминировала в этой профессии более 20 лет. Но перелом произошел — и теперь у компетенций появилась реальная, отработанная на большом масштабе технологичная альтернатива.