Обзорная статья Май 2023
Крах компании можно предсказать по настроениям сотрудников
Попова Анастасия
Старший партнер, Руководитель практики «Внедрение организационных изменений»РБК Pro 21.05.2023
Недоверие руководству, ощущение, что с тобой никто не считается, вынужденное участие в мошеннических схемах — самые надежные предсказатели того, что компания не проживёт долго. Есть и совсем неочевидные, но работающие индикаторы упадка.
Бизнес — сфера, полная неопределенности. Можно ли предсказать крах компании за несколько лет? В качестве прогнозных критериев, как правило, предлагаются финансовые показатели. Но недавнее исследование бизнес-школы Университета Коннектикута показало: догадаться, что компания обречена, можно за два-три года до ее банкротства по настроению сотрудников. Низкая удовлетворенность персонала оказалась более надежным предиктором катастрофы, чем финансовое положение компании, которое дает сопоставимую точность прогнозов лишь на более короткий срок, не более года.
Ученые использовали информацию, собранную с 2008 по 2020 год на таких ресурсах, как база дел юридического факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Glassdoor, Compustat, Центр исследований котировок ценных бумаг. Значительную часть этих данных составляли анонимные отзывы действующих и бывших сотрудников о своих работодателях. Выяснилось, что плохие отзывы с высокой вероятностью свидетельствуют о том, что компания обречена. Эта закономерность наблюдалась даже в организациях, менеджеры которых тщательно скрывали от работников реальное положение дел. Какие неочевидные закономерности могут предупреждать о скором крахе?
Культура прохиндейства
Культура отношения к клиентам — отражение того, что происходит в самой компании. «Есть исследования, которые показывают, что удовлетворенность и вовлеченность сотрудников напрямую коррелируют и с удовлетворенностью клиентов, что, понятно, положительно сказывается на состоянии дел», — отмечает Анастасия Попова, партнер, руководитель практики «Внедрение организационных изменений» консалтинговой компании «ЭКОПСИ». Плохо реализованные цели в продажах приводят к давлению на коллектив и создают так называемый эффект котельной — руководство заставляет сотрудников лгать клиентам, пользоваться навязчивыми и нечестными схемами продвижения продукции и услуг, и это оказывает негативное влияние на корпоративный климат, предупреждают авторы исследования из Университета Коннектикута. Это, в свою очередь, ведет к снижению уровня удовлетворенности сотрудников работой, низким уровнем культуры и ценностей и является симптомом, что компания с большей вероятностью будет уличена в мошенничестве и попадет под надзор.
Сила доверия
А вот одна из самых распространенных причин недовольства сотрудников — сокращение бонусов — признак неоднозначный. Конечно, работникам едва ли понравится, что им урезали социальный пакет, медстраховку, лишили абонементов в спортзал и давно не зовут на корпоративные мероприятия. Однако все это в действительности может быть признаком выздоровления, а не скорого банкротства.
Авторы исследования бизнес-школы Университета Коннектикута задаются непростым вопросом: становятся ли сотрудники менее удовлетворенными из-за надвигающегося банкротства или же, наоборот, неудовлетворенность сотрудников ускоряет движение компании к пропасти? Возможно, имеют место обе закономерности. «Однозначно можно говорить, что удовлетворенность сотрудников помогает пережить трудные времена. Мы сейчас проводим исследование, как российский бизнес переживает кризисный период, начавшийся в 2022 году. Предварительный вывод такой: компании, у которых топ-команды и сотрудники были более сплоченными, были выше показатели вовлеченности и доверия к руководству, в итоге смогли найти для себя какие-то возможности, чувствовали себя более устойчиво и уверенно», — рассказывает Анастасия Попова.
Эксперт упоминает еще одну важную закономерность. «Если разложить удовлетворенность сотрудника на составляющие, то наиболее предиктивным фактором с точки зрения будущего компании будет доверие — насколько я доверяю менеджменту, топ-команде, коллегам. Согласно международному исследованию Тrust Вarometer, в России этот показатель довольно низок. Так вот, исследование вовлеченности, которое мы регулярно проводим, показывает: если сотрудник не слишком доверяет высшему руководству, это плохо, но вот если он не доверяет непосредственному руководителю, это означает, что компания действительно переживает серьезный кризис. Обычно в таких опросах своего руководителя максимально выгораживают: да, в компании дела не очень, но в нашем отделе все хорошо. Если это не так, значит, все действительно плохо», — заключает Попова.
Полный текст статьи читайте на РБК Pro.
Обзорная статья 13.02.2024