Все услуги
aaa
Двигатель внутреннего выгорания

Комментарий Декабрь 2020

Двигатель внутреннего выгорания


Более 75% учителей испытывают симптомы профессионального выгорания — такие выводы содержатся в исследовании программы по развитию педагогов «Я Учитель» и программы «Образовательная инициатива "Яндекса"». Острая же фаза выгорания выявлена у 38% респондентов. Опрошенные “Ъ” эксперты связывают результаты с пандемией коронавирусной инфекции и полагают, что оно отражает не уровень выгорания, а «невероятную усталость учительства», столкнувшегося с новыми трудностями, но не получившего стимулирующих мер поддержки.

Осенью 2020 года тест «Профессиональное выгорание педагога» прошла часть участников онлайн-интенсива «Я Учитель» (образовательный проект «Яндекса») — 38 тыс. респондентов. «У 75% опрошенных есть симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе, то есть выгорание ощутимо влияет на их качество жизни и способность работать»,— говорится в исследовании. Профессиональное выгорание исследователи определили как «хроническое истощение эмоциональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных переживаний, связанных с работой».

«Выгоранию оказались подвержены все школьные педагоги вне зависимости от стажа: и у молодых, и у опытных учителей его уровень примерно одинаков»,— отмечают исследователи. Эксперт по профессиональному выгоранию компании ECOPSY Technologies (тест этой компании — FADE, Fatigue and Detachment Questionnaire — использовался в исследовании) Юрий Шатров заявил, что среди сотрудников бизнес-структур показатель выгорания равен примерно 50%: то есть у педагогов он значительно выше. Высокий уровень выгорания свойственен и представителям других помогающих профессий, например врачам и психологам».

«Важно систематически уделять внимание предотвращению выгорания педагогов и помощи им: обеспечивать поддержку, возможности для развития, организацию отдыха и так далее»,— отмечают авторы исследования. Завкафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины Константин Бочавер заявил, что «высокий показатель выгорания должен стать поводом для изменений, но не причиной для паники»: «Те учителя, которые прошли тест, не ушли из профессии — значит, уже отчасти смогли справиться с выгоранием». Он привел статистические данные, собранные в США и Великобритании, согласно которым «4 из 10 представителей помогающих профессий полностью выгорают и уходят после года работы».

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин заявил “Ъ”, что представленные результаты невозможно сравнить с исследованиями прошлых лет, так как не использовались распространенные «существующие методики оценки профессионального выгорания учителей». Он отметил, что в исследовании 2016 года, в котором использовалась иная методика, «признаки острой фазы выгорания с нарушением профессиональной самоидентификации показывали только 4% педагогов». Господин Фрумин выразил мнение, что «очень полезное» исследование «Яндекса», проведенное осенью 2020 года, то есть во время пандемии коронавирусной инфекции, «говорит скорее не о профессиональном выгорании, которое является результатом длительного процесса, а о невероятной усталости учительства»: когда весной мы проводили обследования учителей, 80% из них говорили о возросшей нагрузке, которая была связана с необходимостью быстрого освоения новых технологий, с объективными трудностями их использования».

Он также напомнил, что существенная часть педагогов относятся к группе риска по заболеванию новой коронавирусной инфекцией, «что не добавляет им спокойствия и благополучия». «Также у педагогов, которые испытали все трудности работы в пандемию, не было специального стимулирования, как, например, у врачей,— указал эксперт.— Поэтому результаты исследования действительно должны вызывать тревогу: они говорят, что ресурсы учительства в этой ситуации почти исчерпаны и им нужна серьезная поддержка».

Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова также связала получившиеся результаты с пандемией: «Учителя и ранее работали с очень большим напряжением, а здесь добавились трудности дистанционного обучения». Она отметила, что «эта осень еще отличалась тем, что пришлось проводить всероссийские проверочные работы (обычно проводятся весной.— “Ъ”)»: «Учителя и так понимают, что дети отстали от программы, и не могли не нервничать по поводу этой контрольной — очень трудоемкой процедуры».

В исследовании «Яндекса» о возможном влиянии пандемии заявила только руководитель направления продвижения сервиса «Яндекс.Учебник» Ирина Савицкая, которая отметила, что в «образовательной среде нет понятных карьерных лифтов, отсюда недовольство карьерными перспективами»: «Кажется, что пандемия могла усугубить ситуацию. Возросла нагрузка на учителей: им приходилось перестраивать учебный процесс и очень много общаться с родителями».



Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть