Интервью, в ходе которого эксперт по определенной схеме задает оцениваемому вопросы, исследует конкретные примеры из его прошлой рабочей практики с целью определения уровня развития необходимых деловых качеств для выполнения рабочих задач в настоящем и будущем
Цели применения
Принять кадровые решения по сотруднику при его назначении, ротации, включении в кадровый резерв и др.
Определить приоритетные направления для развития и саморазвития оцениваемого.
Суть метода
Основной инструмент интервью по компетенциям — сбор поведенческих примеров из прошлого (ППП), которые позволяют оценить соответствие профессионального поведения участника заданным критериям (компетенциям, задачам, корпоративным ценностям и т.п.).
Интервьюер просит кандидата описать конкретную ситуацию из прошлого, которая требовала проявления тех или иных компетенций/ индикаторов.
Поведенческие примеры, которые приводят интервьюируемые, должны соответствовать следующим требованиям:
реалистичность - конкретная ситуация, которая реально происходила;
релевантность - пример из рабочей действительности;
личное участие - пример должен рассказывать о действиях интервьюируемого человека;
актуальность - ситуация происходила в течение последних двух лет;
завершенность - ситуация должна быть завершенной, с конкретными результатами.
Количество и содержание вопросов должно соответствовать критериям оценки.
Не требует сложной логистики при подготовке и организации оценки.
Обеспечивает высокую валидность оценки (0.51*), что позволяет приблизить вероятность выбора успешного сотрудника к 75%. *Frank L.Schmidt, The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology.
Ограничения
Качество результата во многом зависит от квалификации интервьюера и степени открытости, откровенности участника оценки.
Для повышения точности оценки желательно проведение серии из 2-3 интервью (особенно при оценке кандидатов на высшие управленческие позиции).
Оценка эксперта строится на рассказе участника, который включает его мнение и интерпретацию ситуации, а не на оценке реального наблюдаемого поведения.
Сфокусированность на прошлом опыте человека не в полной мере позволяет оценить его потенциал к развитию, готовность решать новые сложные задачи.
При интервьюировании узкопрофильных специалистов может потребоваться привлечение экспертов в соответствующей профессиональной области, способных оценить содержание деятельности участников интервью.