Обзорная статья Июнь 2017
Зачем российским компаниям менять стиль управления
Розин Марк
УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕРВ компании Microsoft для решения задач принято создавать команды, куда входят сотрудники разных департаментов, рассказывает ее представитель Александра Паришева. Руководить такой командой может любой из участников проекта, продолжает она, и нередко сотрудник становится руководителем в одном проекте, а потом подчиненным в другом. Общаются участники проекта и лично, и дистанционно, в мессенджерах. Если возникла проблема, сотрудник может написать в мессенджере даже самому высокому начальству — и моментально получить ответ. Такая система управления, по мнению Паришевой, позволяет сотрудникам четко видеть цель, брать на себя ответственность и понимать, как работа каждого связана с финансовыми приоритетами компании, которые определяются ежегодно. Все это в значительной мере повышает эффективность работы, полагает Паришева.
Исследование Microsoft, проведенное совместно с Superjob, показало, что тема повышения эффективности за счет изменения системы управления интересует сейчас руководство многих российских компаний. Исследователи опросили 100 руководителей российских компаний, 500 специалистов по работе с персоналом и 2000 сотрудников. Выяснилось, что все три группы респондентов солидарны, что компаниям надо создавать более адаптивные и гибкие модели управления, используя технологии мобильной и совместной работы (78% руководителей, 71% менеджеров по персоналу и 53% работников).
Однако когда речь зашла о развитии культуры сотрудничества, обнаружилось, что такого рода идею поддерживает 51% сотрудников, 53% кадровиков и всего 21% руководителей. Еще меньшая доля руководителей (12%) готовы отказаться от строгих процедур и управленческих регламентов.
Философия agile, которая на практике воплощается в адаптивных и гибких системах управления, сильно повышает эффективность предприятия, помогая сократить цикл разработки и выпуска продукции, но в России компаниям трудно вписать эти принципы в систему бюджетирования и управления, считает Алексей Мартынов из консалтинговой компании Bain&Co в России. «У нас тотальный контроль повсюду, ни одну проблему невозможно решить без 32 подписей. Даже если предприятие за три месяца выпускает продукт, еще девять месяцев уходит на бесконечные согласования», — рисует он неутешительную картину.
В нынешней экономической ситуации, констатирует директор PwC Юрий Левичев, все российские компании сосредоточены на максимальном контроле издержек. Средний российский менеджер даже не представляет себе, как убрать иерархию и дать команде возможность самой перестраиваться, без оценок и указаний сверху, уверен он. Для многих идея адаптивного управления звучит заманчиво, но примерить ее на себя и ослабить контроль в организации они не готовы, объясняет эксперт.
БАНКИ НА ПЕРЕДОВОЙ
За последние девять месяцев в российском подразделении Райффайзенбанка более 500 сотрудников прошли обучение по программе с необычными для непосвященных названиями дисциплин: Scrum fundamentals для членов команд, Scrum для владельцев продуктов, Scrum для скрам-мастеров, рассказывает Владимир Химаныч, управляющий директор по работе с персоналом Райффайзенбанка. (Значение английского слова scrum — драка, давка, толкотня, схватка за мяч.) Сотрудникам рассказывали об адаптивных и гибких принципах управления системы agile и одной из ее методик под названием scrum — изначально она внедрялась IT-компаниями для гибкой разработки программного обеспечения и управления командами, которые этот софт создают. Обучение должно было вовлечь как можно большее количество сотрудников банка в систему адаптивного agile-управления, которая внедряется сейчас в банке.
По словам Химаныча, работает система так: собирается команда — и при активном участии всех ее членов на доске фиксируются требования к проекту, потом команда определяет приоритеты и срок выполнения задачи, который делится на короткие отрезки времени — спринты. По окончании каждого спринта команда обсуждает итоги и приглашает клиентов, которые высказывают пожелания.
Проектные команды создаются сейчас и в Ситибанке, рассказывает Полина Серебрякова, руководитель департамента по работе с персоналом банка. По ее словам, команды объединяют сотрудников из разных подразделений и ищут эффективные решения в самых разных сферах работы финансовой организации. Серебрякова предупреждает, что это не классический формат agile-управления, а скорее его элементы. Несмотря на большое количество регуляторных требований, банк пошел на такое упрощение управленческих процессов, потому что так легче внедрять новые технологии и развивать корпоративную культуру, в центре которой — развитие новых финансовых IT-сервисов, заключает Серебрякова.
В отличие от других отраслей для банков построение адаптивной системы управления стало сегодня вопросом выживания, уверяет Александр Полянский, директор по процессам Альфа-банка. По его мнению, не за горами время, когда скорость реакции на изменения внешней среды будет для банков определяющим фактором успеха. Поэтому и его банк уже сейчас выделил два бизнес-направления (какие именно, Полянский не говорит), где пересматриваются модели управления, система принятия решений и принципы построения команд.
СТАРЫЕ ПРИНЦИПЫ
Банки все больше превращаются в набор IT-сервисов и приближаются к IT-компаниям, которые исповедуют принципы agile c начала 2000-х гг., когда они и были разработаны, замечает Левичев.
В ABBYY признаются, что с самого дня основания компания позволяла командам разработчиков и бизнес-подразделениям самим выбирать рабочий процесс, который им больше подходит. По словам Андрея Исаева, вице-президента и директора департамента продуктов для разработчиков ABBYY, в компании активно пропагандируются лучшие достижения и обмен опытом между командами, но никто не насаживает методики управления сверху. Руководство выделяет средства и время на обучение, семинары и разъяснения, говорит Исаев.
Для Oracle подобные принципы работы тоже не в новинку: весь бизнес компании разделен на 80 продуктовых направлений, которые тесно сотрудничают между собой при разработке крупных IT-решений, а многие работники и специалисты давно состоят в различных виртуальных командах, рассказывает представитель компании Марина Савинова.
По данным исследования Microsoft и Superjob, адаптивные политики управления персоналом есть и в таких крупных российских IT-компаниях, как «Лаборатория Касперского» и «Яндекс». Ни та ни другая компания на запрос «Ведомостей» не ответила.
Среди российских компаний исследователи также особо выделили «Вымпелком» с его проектом BeeFree: компания намерена к концу 2017 г. перевести на удаленный доступ 4500 своих сотрудников. Наталья Альбрехт, вице-президент компании, указала цель проекта: компании предстоит стать привлекательным работодателем для подрастающего поколения в преддверии кадрового голода 2020-х гг.
БОЛЬШИЕ И НЕПОВОРОТЛИВЫЕ
В российских производственных компаниях — нефтегазовых, авиастроительных и машиностроительных — тоже все чаще говорят об agile-управлении, делится наблюдениями Мартынов: мешает забюрократизированность и чрезмерная иерархичность, с которой они только начали бороться.
«Русгидро» с декабря прошлого года оптимизирует громоздкую структуру управления дочерней компании «РАО ЭС Востока». А «Почта России» с 2015 г. занимается реструктуризацией бизнеса: создает макрорегиональную структуру и интегрирует в нее специализированные филиалы.
Вряд ли российским компаниям удастся быстро построить так называемую бирюзовую культуру, как еще называют адаптивные системы на Западе, сомневается Марк Розин, управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг»: российские компании не прошли все предыдущие стадии развития. Он советует внедрять изменения поэтапно и использовать систему agile пока только в отдельных проектах, где это может дать конкретные бизнес-результаты и не обрушить управленческую структуру компании.
Обзорная статья 13.02.2024