Есть три распространенных мифа про искусственный интеллект (ИИ).
Первый миф: искусственный интеллект прежде всего заменяет простые рутинные операции. Нет, это не так. Рутинные операции заменяются автоматизацией, а искусственный интеллект забирает у людей сложную экспертную деятельность.
Второй миф: искусственный интеллект работает хуже человека-эксперта. Это тоже не так. Уже сегодня искусственный интеллект лучше ставит диагнозы на основе рентгеновского снимка, чем специализированный врач. Не исключено, что есть врачи, которые умеют очень точно анализировать рентгеновские снимки, но рядом с ними работают и те, кто склонен к тем или иным перцептивным ошибкам. В совокупности группа врачей оказывается худшим диагностом, чем искусственный интеллект.
Третий миф: искусственный интеллект дороже, чем работа специалиста. И это тоже не так. Удачный проект в области искусственного интеллекта позволяет разработать технологию, которая в разы снижает стоимость услуги по сравнению с дорогостоящим экспертом.
Вывод: искусственный интеллект заменяет эксперта и за меньшие деньги предоставляет лучший результат.
В последние годы мы, «ЭКОПСИ», вложились в создание ИИ-инструментов в области HR. В журнале вы найдете описание основных технологий, которые нам удалось разработать. Я же ограничусь двумя примерами.
Echo — автоматизированная оценка лидерского потенциала на основе видеоинтервью. Машина анализирует произнесенный текст, его содержание и эмоции. ИИ пока не смог «обыграть» центр оценки с точки зрения валидности и надежности, но уже показал лучшую прогностичность, чем любые тесты. При этом для анализа достаточно трехминутного фрагмента. Можете себе представить: человек тратит 3 минуты, а не час, и машина делает точный прогноз его лидерского поведения. И это не чудо — это искусственный интеллект.
Второй пример — DEEP – метод выявления реальных ценностей корпоративной культуры. Можно провести десятки интервью и фокус-групп, можно дать сотрудникам сложную анкету — во всех случаях сработает социальная желательность, и мы не увидим подлинной картины. DEEP является своего рода «рентгеном» для корпоративной культуры, высвечивая то, что скрыто под «ребрами» социальной желательности.
В «ЭКОПСИ» есть команда энтузиастов, которая влюблена в ИИ-технологии. За последние годы она, на мой отчасти предвзятый взгляд, сделала прорыв на HR-поляне. При этом, вкладываясь в разработку новых технологий, мы не задумывались еще об одной особенности ИИ: его можно применять дистанционно. И потому сегодня у наших ИИ-энтузиастов жатва — востребованность продуктов, к которым раньше рынок относился с настороженностью, взлетела в разы. «Не было бы счастья, но несчастье помогло».