Все услуги
aaa
Великие предприниматели прошлого. Савва Мамонтов

Обзорная статья Сентябрь 2023

Великие предприниматели прошлого. Савва Мамонтов

Большие Идеи 21.09.2023
Последние несколько лет, когда кризисы один за другим накрывают мир, я не раз задумывалась о том, почему некоторым руководителям, предпринимателям удается подхватить волну и преодолеть шторм, а других уносит в небытие. Какие личностные черты позволяют людям противостоять трудностям и добиваться успеха даже в самые тяжелые времена? Как события и обстоятельства жизни человека определяют его подходы к делам и, в конечном счете, его успех?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, я решила изучить биографии предпринимателей прошлого, чьи судьбы были полны перипетий, а бизнесы оказались прорывными для своего времени. Я стала анализировать жизни этих людей с точки зрения психолога и специалиста по индивидуальной оценке. В результате получилась серия статей.

***

Третий герой цикла — Савва Иванович Мамонтов. Его судьба — наглядный пример того, как востребованный бизнес, успешные деловые проекты неожиданно могут закончиться банкротством, провалом, разорением. И одна из причин краха кроется в психологии нашего героя. 

Первые шаги 

Савва Мамонтов родился в 1841 году в Тобольской губернии в многодетной купеческой семье. В доме его родителей всегда любили искусство, ценили интересные разговоры, частыми гостями были ссыльные декабристы. Устойчивое финансовое положение позволило Мамонтовым переехать в Москву. Глава семьи, Иван Федорович, помимо традиционных купеческих бизнесов (винные откупа, текстиль), занялся новым по тем временам делом — развитием железнодорожного сообщения. Он быстро завел знакомства как в столичной деловой среде, так и в среде деятелей культуры. 

Своим детям Иван Федорович дал разностороннее образование. Савва рано почувствовал вкус к скульптурному делу, вокальным упражнениям, литературе. Родители брали детей на театральные представления, регулярно приглашали в гости ярких людей. Благодаря этому у Саввы появилось много интересов. Отец же терпеливо направлял его на деловую стезю: старший сын казался родителям безответственным и ветреным, второй был не очень здоров. Жребий пал на третьего, Савву. 

Савва начал учиться на юридическом факультете Петербургского университета, затем перешел в Московский. Окончил курсы в Горном институте. Был всерьез увлечен вокальным искусством, живописью и больше всего — театром. Известно, что в студенческие годы он играл в одной из пьес Островского вместе с самим автором. 

Вкус к бизнесу Савва ощутил позже, когда оказался по настоянию отца в длительной командировке в Закаспийском торговом товариществе в Баку и Персии. Там он закупал керосин, а также диковинные для Москвы восточные товары. И вел не менее экзотический образ жизни — ездил на верблюдах, учился пользоваться холодным оружием, знакомился с местной культурой. 

С присущими его натуре энергией и страстью Савва пробовал себя в разных сферах, ипостасях и ролях — не только сценических. Говорят, он даже был активным участником революционного кружка. Правда, недолго. 

Субличности 

В психологии существует понятие «субличность». Это отдельная, полноценная и по-своему автономная психическая структура, живущая и действующая внутри человека. Феномен субличностей исследовал и ввел в практику итальянский психолог Роберто Ассаджиоли. Он определял субличность как «совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании». Эти части личности формируются в связи с различными жизненными обстоятельствами (например, в результате внутренних конфликтов, травм, как последствия внешних событий, как способ адаптации к новым обстоятельствам) и выполняют во внутренней структуре человека разные функции — чаще всего защитные. Иногда они возникают в ответ на естественные изменения — например, при появлении в жизни человека новых социальных ролей. 

У каждой субличности свои цели, характер, эмоциональный статус, образ мыслей, стратегия поведения. Порой мягкий приветливый человек в критической ситуации становится своей противоположностью, а динамичный экстраверт может в определенных случаях преображаться то в созерцательного притихшего меланхолика, то в сосредоточенного на задаче аналитика. И мы сами удивляемся неиссякаемым возможностям и тайнам своего внутреннего устройства. С одними своими субличностями мы хорошо знакомы, с другими сталкиваемся реже и не радуемся их проявлениям. Некоторые из них помогают нам справляться с трудностями, а некоторые нас в эти трудности затягивают. 

Савва Мамонтов был сложным многосторонним человеком, а значит, субличностей у него было немало. Иногда они входили в противоречие друг с другом, иногда гармонично сочетались — а порой одна из субличностей выходила на первый план и определяла поведение «хозяина». Именно это привело Савву Ивановича на пике блестящей предпринимательской карьеры к банкротству и жизненной катастрофе. 

Субличность «предприниматель» 

Савва наконец почувствовал себя бизнесменом. Из Баку он поехал по торговым делам в Италию, в Милан. Отец был несказанно рад, что сын занялся серьезным делом, и поощрял его своей благосклонностью и советами. Однако в Италии Савва находил время и для художественных занятий, посещения оперы, участия в постановках театра «Ла Скала». К тому же Милан принес Савве судьбоносную встречу с Елизаветой Сапожниковой, девушкой из купеческой семьи, которая вскоре стала его женой. 

Вернувшись в Россию, Савва продолжил много работать. Семейные связи и богатое приданое жены открывали перед молодым бизнесменом новые горизонты. В Китай-городе он открыл магазин по продаже шелковых тканей, потом активно включился в развитие все более амбициозных проектов. Беспрецедентный рост производства и торговли в России и широкий круг знакомств способствовали быстрому продвижению Саввы в деловом мире. Но главными факторами успеха были его личные качества — дисциплинированность, общительность, энергичность, целеустремленность, амбициозность, напористость и удивительное для эмоциональной натуры хладнокровие в серьезных вопросах. Характер, воспитание, семейные ожидания, благоприятные внешние возможности сформировали одну из ключевых субличностей Мамонтова — «предприниматель». 

Вскоре Савва вслед за отцом переместил фокус внимания на развитие железных дорог. «Попав раза два макушкой в потолок тарантаса, я внутренне убедился, что железная дорога от Ярославля до Вологды необходима», — писал он после одного из своих путешествий. 

В 1869 году Савва возглавил семейное дело — управление Северной железной дорогой. Его вдохновляла идея добраться до таких далеких мест, как Архангельск и Мурманск, — то есть провести туда железнодорожные пути. Чтобы заинтересовать инвесторов, Мамонтов проявил недюжинную фантазию. На Нижегородской выставке 1896 года он представил павильон, посвященный Крайнему Северу. Его оформили друзья Мамонтова — художники Константин Коровин, Михаил Врубель. Знатных посетителей, в том числе императора Александра II, встречал диковинный по тем временам живой тюлень по имени Васька. Затраченные усилия окупились с лихвой — государственное финансирование прорывных идей по прокладке железной дороги было обеспечено. 

Занимался Мамонтов и строительством Донецкой каменноугольной дороги. Он хотел построить еще несколько протяженных железных дорог — в том числе от Петербурга до Вятки и от Томска до Ташкента. Он также производил шпалы, паровозы и железнодорожные вагоны для нужд открывающихся путей, вкладывался в создание инфраструктуры вокзалов — как существующих, так и на новых направлениях. Для реконструкции и модернизации Ярославского вокзала он пригласил выдающегося архитектора Федора Шехтеля. 

Бизнес Мамонтова рос: он торговал лесом, приобретал новые производства — и все это с размахом, удовольствием, успехом. Мамонтов умел мыслить стратегически, а значит, видел выгодные возможности и смело шел на просчитанный риск. Охотно внедрял все новое. Отличался гибкостью ума и способностью быстро приспосабливаться к меняющемуся рынку. А порой и сам этот рынок формировал. Его не устраивало существующее положение дел, он всегда хотел большего. Его деловой авторитет, визионерские и организационные способности были так высоки, что мнения и рекомендации Мамонтова ценили в высших эшелонах власти.

Выдающиеся личностные качества и реальные успехи укрепляли его субличность «предприниматель», заставляли уверенно двигаться вперед, развивая экономику страны и умножая собственные капиталы. 

Субличность «щедрый покровитель» 

Эта субличность отвечает за потребность, которая в той или иной степени есть у каждого взрослого человека — опекать, помогать, заботиться, поддерживать, воспитывать. У Саввы Мамонтова такая субличность сформировалась еще в ранней юности и активно проявлялась в течение жизни. Внушительный семейный капитал, личная щедрость, чутье на таланты, желание быть полезным не только обществу, но и конкретным интересным ему людям, укрепляли субличность «щедрый покровитель». 

В 1870 году Мамонтов купил подмосковное имение Абрамцево, принадлежавшее его любимому писателю Сергею Аксакову. Новый владелец быстро превратил усадьбу в место притяжения талантливых людей, в первую очередь художников. Сегодня имена его гостей известны всем: Илья Репин, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Валентин Серов, братья Васнецовы. 

Савва Иванович был настоящим организатором, режиссером, лидером. Он создал в Абрамцево вдохновляющую среду, издавал художественные альбомы, устраивал фантастические по размаху спектакли, эскизы костюмов для которых делали обитатели усадьбы (они же играли главные роли), организовывал диспуты, придумывал игры и прогулки. Об этом написано много воспоминаний, книг, заметок. Тут же, на природе, в атмосфере творческого труда и нескончаемого праздника, в обществе одаренных взрослых росли дети Саввы: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Первые буквы имен наследников символически образовывали его имя — САВВА. Кстати, мы можем сегодня увидеть их лица: Вера — это девочка с персиками на картине Серова, Андрей — Алеша Попович на картине Васнецова «Богатыри», сын Всеволод — один из «Демонов» Врубеля. 

Рациональный в бизнесе, в частной жизни Савва Иванович зачастую руководствовался эмоциями. Он относился к тем людям, которые всегда хотят объединять, организовывать — друзей, творческую студию, новое предприятие. Художник Виктор Васнецов писал: «Он не был ни художником, ни поэтом, ни музыкантом, но сам по себе он создавал вокруг себя такую атмосферу, которая притягивала нас всех как магнит…» 

Щедрость и веселый нрав делали Мамонтова бесконечно привлекательным для окружающих. По рассказам обитателей Абрамцева, он мог угостить их супом из «лебедя, рака и щуки», кашей из «манны небесной», подать на десерт — сахарные «дули и фиги». Безрассудства и эпатаж были его стихией. Он наряжал гостей бременскими музыкантами, выбрав себе роль осла. В разгаре веселья сам танцевал в балетной пачке, а в импровизированных сценах из «Аленького цветочка» играл чудовище. «Тебе бы в артисты — громче Щепкина бы гремел», — восхищался Илья Репин. Недаром Савва Иванович получил в широких кругах громкое прозвище «Савва Великолепный». 

Настоящий баловень судьбы, он обожал своих детей, друзей, всегда замечал и привечал талантливых людей, бескорыстно им помогал. По словам Василия Поленова, «была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему талант возбуждать творчество других…» 

Субличность «созидатель» 

Люди, у которых развита эта субличность, все время что-то придумывают, изобретают, не боятся пробовать. У них развито воображение, они любознательны, деятельны и всегда захвачены какой-нибудь продуктивной идеей. У Саввы Ивановича долгие годы главенствовала именно эта субличность. 

Дочь Василия Поленова Наталья вспоминает: «Приезды к нам Саввы Ивановича не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства».

Мамонтов был великим выдумщиком, харизматичным, живым, но при этом крайне организованным человеком. Увлечения театральными постановками и давняя страсть к опере подвигли его на создание профессиональной оперной труппы. В 1885 году в театре Мамонтова состоялся первый спектакль — опера «Русалка» композитора Даргомыжского. Декорации постановок рисовали друзья Саввы Ивановича — Васнецов, Поленов, Врубель, Коровин, а на сцене пели как совсем молодые русские дарования, так и именитые европейские звезды. Главным открытием Мамонтова был Федор Шаляпин, который несколько сезонов неизменно пел в его театре все главные партии. Савва Иванович вложил много сил в становление будущего оперного гения — пригласил к нему профессионального преподавателя, разбирал вместе с ним сложные фрагменты арий, регулярно давал развивающую обратную связь. «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь», — уверял Федор Шаляпин. Другой выдающейся находкой был дирижер оркестра, будущий композитор Сергей Рахманинов. 

Мамонтов не только спонсировал деятельность оперного театра, но также придумывал и планировал репертуар, искал для каждой постановки лучшие голоса, выбирал сценические площадки и всегда вникал в постоянно возникающие проблемы. Это позволило «Мамонтовской опере» целых 20 лет радовать искушенных зрителей. 

У Саввы Ивановича всегда было нескончаемое множество начинаний: театр, издание художественных альбомов, гончарный цех. Еще одной серьезной задумкой стала идея жилого и культурного строительства. Привыкший все делать системно и фундаментально, в 1897 году Мамонтов организовал Северное домостроительное общество и в качестве первого масштабного проекта решил построить в центре Москвы роскошное здание. Там он планировал разместить не только оперный зал на 3 тыс. человек с прекрасной акустикой, но и гостиницу, способную красотой интерьеров, качеством сервиса, высокой кухней удовлетворить самых требовательных гостей. Фантазии Мамонтова не было предела: помимо прочего, он хотел разместить в здании каток, выставочные залы, пространства для маскарадов и танцевальных вечеров. 

Из представленных на конкурс архитектурных проектов Савва Иванович выбрал проект англичанина Вильяма Валькотта. Здание построили в модном в те годы стиле модерн. Художественное оформление фасадов и внутренних пространств Мамонтов доверил все тем же именитым друзьям-художникам. Мысль о будущем театре с гостиницей вдохновляла Мамонтова. Ему нравилась многозадачность, постоянный круговорот событий и разнообразие дел. Станиславский говорил ему: «Ты, брат, бизнесмен с душой художника! Как это можно в одно и то же время руководить постановкой домашнего спектакля, писать пьесу, лепить скульптуру и диктовать бумаги по железнодорожным делам?» 

Строительство началось. Субличность «созидатель» не давала Мамонтову покоя, требовала самовыражения, подталкивала к постоянным действиям. Савва Иванович был занят «по всем фронтам»: творил, придумывал, выбирал, обсуждал важные вопросы, устранял проблемы, принимал решения и главное — управлял ключевыми процессами. 

Однако через несколько месяцев грянул гром. Блестящая карьера оборвалась — и строительством гостиницы «Метрополь» занялись уже другие люди, с иными идеями и планами. 

Полный текст статьи читайте в Больших Идеях.


Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть