Все услуги
aaa
Ведомости: Почему справедливая оплата труда особенно важна сейчас

Комментарий Июнь 2020

Ведомости: Почему справедливая оплата труда особенно важна сейчас

Ведомости от 04.06.2020

Из-за пандемии и удаленной работы работодатели мира озаботились благополучием и хорошим самочувствием персонала и его сопричастностью общему делу, а также корпоративной этикой, показало исследование международных тенденций в сфере управления персоналом в 2020 г., проведенное компанией Deloittе. Авторы исследования опросили 9000 руководителей бизнес-подразделений и служб персонала в 119 странах мира.

Россию в опросе представляло около 90 компаний. Совпадение с международным списком приоритетов в управлении персоналом одно – обеспечение сопричастности сотрудников (2-е место в списке 10 важнейших задач). А благополучие сотрудников и этические нормы российских работодателей волнуют гораздо меньше, чем зарубежных. Эти две темы российские работодатели поставили на 4-е и 8-е места в десятке важнейших задач в управлении персоналом.

В целом российских работодателей волнуют совершенно другие темы. На 1-м месте у российских компаний формирование компенсационной стратегии, иными словами, создание системы справедливой и обоснованной оплаты труда. В тройку важнейших тем входит планирование персонала, т. е. регулярный сбор данных о состоянии трудовых ресурсов в компании (например, о расходах на персонал, найме, численности и текучести кадров, вовлеченности персонала, обучении и т. п.). В международном списке компенсационные стратегии и планирование персонала болтаются в самом конце, на 9-й и 7-й позициях соответственно.

В чем причины расхождений между российскими работодателями и всем миром и почему справедливая оплата труда стала столь актуальной для наших компаний именно сейчас?


Как платить

По словам гендиректора Korn Ferry Hay Group в России Нэды Сонгин, забота о сотрудниках, их безопасности и здоровье давно является неотъемлемой частью корпоративной культуры международных компаний, а решение этических проблем и поддержание репутации правильной компании важно в западном обществе, от этого зависят доходы бизнеса. В России общественное мнение не давит в такой степени на компании и работодатели в кризис решают прежде всего материальные задачи, говорит Сонгин. Поэтому в российском рейтинге на 1-е место вышли компенсационные стратегии, на 2-е – сопричастность, а на 3-е – планирование персонала.

Российские законы в сфере оплаты труда – одни из самых сложных в мире, поясняет эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partners Елена Каминская. И они еще более осложнились во время пандемии и самоизоляции. Например, режим нерабочих дней в законах описан не был, поэтому компании много недель не могли разобраться, за что и как они должны платить сотрудникам в нерабочие дни, чтобы не нарушить законы и не получить штрафы, говорит Каминская.

У российских компаний и до кризиса не было четкой позиции, как формировать зарплату работника, на одной и той же должности разница в зарплате могла доходить до 20–30%, а в некоторых компаниях и до 80%, говорит партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Григорий Финкельштейн. А сейчас во многих компаниях директоры по персоналу задумались, как сократить фонд оплаты труда и сделать это наиболее эффективно и безболезненно.


Что такое справедливость

В России только 33,3% работников считают свою зарплату справедливой, а 58,8% полагают, что им платят меньше, чем они заслуживают, показал опрос 11 031 интернет-пользователя, проведенный компанией Online Market Intelligence (OMI) по просьбе «Ведомостей».

По мнению Сонгин, критерием справедливости оплаты труда работника должно быть соответствие фиксированного оклада конкретному должностному уровню, а также результаты работы конкретного сотрудника.

Как показал опрос OMI, сотрудники считают главным критерием справедливости оплаты труда уровень квалификации (такого мнения придерживаются 48% респондентов). Еще 23,5% считают, что справедливая зарплата должна соответствовать средней зарплате на этой должности на рынке, а 15,5% – что справедливо привязать зарплату к выручке и прибыли компании.

Исследование Deloitte выявило расхождения в оценках справедливости зарплат у сотрудников и работодателей в России. 53% сотрудников сообщили, что их зарплата не зависит от их усилий по развитию навыков. А 60% руководителей считают, что компенсационный пакет учитывает уровень развития навыков сотрудников.

Неудивительно, что проблема справедливости вознаграждений беспокоит российских нанимателей больше, чем зарубежных работодателей: 53% сообщили об этом в России и 38% в среднем в мире.

50% российских респондентов-работодателей признались, что не готовы решать этические проблемы, связанные со справедливостью оплаты труда. 30% и вовсе возлагают обязанность решать проблему справедливой оплаты труда на государство.

После кризиса система оплаты труда изменится, говорят 50% российских респондентов. Многим работодателям, которые перевели сотрудников на удаленную работу, придется радикально менять компенсационные стратегии, в частности потому, что значительная часть работников после окончания самоизоляции в офисы не вернется.

По мнению респондентов, компенсационные стратегии теперь должны будут учитывать изменения рабочих мест и характера работы после пандемии. По прогнозам Deloitte, на компенсационные стратегии компаний в России наибольшее влияние окажут три изменения в характере работы в посткризисный период: сотрудникам придется непрерывно инвестировать в развитие новых навыков и способностей (55%), на рынке вырастет число фрилансеров и работников по временному контракту (28%), и большинство компаний перейдет к командной работе (28%).

Исследователи приводят в пример компанию Unilever, которая сделала справедливость и прозрачность ключевыми компонентами глобальной компенсационной стратегии еще в 2015 г. Компания разработала модель справедливой компенсации, направленную на обеспечение честного, прозрачного, логичного вознаграждения, которая базируется на отлаженных процессах внутреннего аудита, бенчмаркинга, постановки целей и оценки эффективности деятельности. В 2017 г. в компании по этой модели был проведен глобальный аудит, который показал, что 7252 работника в 37 странах получали компенсации ниже прожиточного минимума. Unilever приняла меры и к концу 2018 г. сократила это число до 611 сотрудников в 16 странах, говорится в исследовании Deloitte.

Пандемия усугубила несправедливость оплаты в России, показал опрос OMI. У 39,6% респондентов зарплата во время пандемии уменьшилась. И 35% считают, что оплата труда стала менее справедливой.


Ради общего дела

Сопричастность сотрудников занимает 2-е место в списке важнейших задач в управлении персоналом и в мире, и в России. Эффект от сопричастности вполне материален. 75% российских респондентов считают, что если сотрудники ощущают сопричастность общему делу, производительность труда в компании растет.

Сопричастность – по сути новый, появившийся в пандемию синоним вовлеченности, говорит Каминская. По ее словам, те компании, которые и до пандемии уделяли много внимания вовлеченности, легче перешли на дистанционный режим, связи между сотрудниками и желание коллектива работать на компанию сохранились. По наблюдениям Каминской, пик активности дистанционных мероприятий, направленных на рост сопричастности сотрудников общему делу компании, пришелся в России на апрель. Тогда компании прилагали все усилия, чтобы поддержать сотрудников психологически и организовать работу без потери продуктивности. С середины мая активность компаний в дистанционной работе с сотрудниками пошла на спад: у людей началась апатия, им надоели вечеринки в Zoom и онлайновые кофе-брейки, сотрудники соскучились по живому общению.

Однако забота о сопричастности шире, чем вечеринки, кофе-брейки в онлайне и возможность написать сообщение гендиректору. В исследовании Deloitte приводятся результаты опроса компаний, проведенного основателем конcалтинговой компании Deloitte by Bersin Джошем Берсином совместно с MIT Sloan Management Review и CultureX. Опрос показал, что в пандемию все компании в мире начали организовывать виртуальные кофе-брейки с сотрудниками, устраивать ежедневные встречи в онлайне для корректировки курса компании, высшее руководство общалось с сотрудниками онлайн. Однако только 43% компаний, согласно опросу, поддерживали сотрудников, работающих с потребителями, и всего 20% успешно координировали взаимодействие разных подразделений, регионов и команд.

В России, по данным опроса, работники чувствуют себя наиболее сопричастными делу компании, когда ценности работодателя совпадают с их собственными ценностями (39% опрошенных). Многим также важно, чтобы компания справедливо относилась к работникам (28,5%).

Большинство российских работников считают цели своих компаний либо невыполнимыми, либо неправильными, либо вообще о них ничего не знают, говорит Финкельштейн. Опрос, проведенный недавно «ЭКОПСИ Консалтинг», показал, что только 10% российских работников правильно называют цели своей компании и считают их верными и выполнимыми. А еще 30% сотрудников, по данным опроса, считают цели организации, где они работают, правильными, но называют при этом совсем не те цели, которые на самом деле ставит перед собой компания, рассказывает он.



Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть