HRTimes №26 Август 2014
Центр оценки: от импровизации к стандарту
Лурье Евгений
HRTimes №26
В 2013 году мы с Сергеем Умновым (партнер «ЭКОПСИ Консалтинг») стали свидетелями и непосредственными участниками знакового события в жизни HR-сообщества. В России был создан первый профессиональный стандарт центра оценки (ЦО, ассессмент центр). Этот важный документ, в разработке которого мы участвовали, был создан по инициативе Национальной конфедерации «Развитие человеческого капитала» и поддержан экспертным сообществом. Российские специалисты в сфере управления персонала получили четкие ориентиры, следуя которым смогут разрабатывать, организовывать и проводить центр оценки на основе наиболее современных и эффективных подходов, методик и технологий.
История метода — от офицеров до бизнесменов
Центр оценки как инструмент отбора персонала имеет давнюю историю, метод известен почти 100 лет. Первые упоминания касаются 20-х годов прошлого века, когда германские военные использовали подобную методику для отбора офицеров. А в начале 40-х годов аналогичные технологии стали применять для отбора людей в разведывательные службы США. При помощи центра оценки, процедуры которого включали в себя групповые упражнения, тесты и специальные интервью, отбирали офицеров разведки и в Западной Европе.
А в середине 50-х годов центр оценки пришел в бизнес. Американская компания AT&T впервые включила его в экспериментальную программу анализа профессионального роста менеджеров, а к 1980 году ЦО в работе с персоналом использовали уже более 2000 организаций. Высокая валидность методики привела к быстрому распространению данной технологии в компаниях США и Западной Европы.
Недавно появились сведения, что в СССР аналогичные методики использовались при отборе офицеров советских спецслужб во время Второй мировой войны. С появлением в России частного бизнеса технология пришла и в «мирные» отрасли экономики. Сегодня центр оценки активно применяется в практике управления персоналом. По данным Федерации оценки персонала, за последние 8 лет эту технологию использовали 83 из 150 крупнейших компаний страны, в том числе 37 из 50 самых крупных (1).
По словам основателя компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Владимира Столина, «и заказчиков, и профессионалов-оценщиков привлекли в ЦО его несомненные достоинства: систематическое (неслучайное) наблюдение поведения участников, дублирование суждений о работнике независимыми экспертами, моделирование значимых рабочих ситуаций в специально сконструированных упражнениях, и, конечно, глубокое предварительное изучение конкретной деятельности работников, их удачных и неудачных образцов, профессиональных и организационных стандартов». К настоящему времени многие российские специалисты в сфере управления персоналом не только освоили передовые зарубежные технологии, но и накопили обширный практический опыт разработки и применения ЦО в российских условиях. На сегодняшний момент центр оценки является одним из основных методов оценки персонала во всем мире, в том числе и в России.
Метод популярный, подход — хаотичный
За последнее время бизнес действительно «распробовал» ЦО. Он стал не только популярным, но и «модным» инструментом оценки. На российском рынке сегодня работают десятки поставщиков, предлагающих услуги под названием «центр оценки», «ассессмент-центр», «оценочный центр» и т.п. Тем не менее выбрать профессионального провайдера для оценки персонала — непростая задача. Среди поставщиков услуг встречаются специализированные оценочные организации, консалтинговые компании, преподаватели вузов, бизнес-тренеры, рекрутеры и другие люди, квалификацию которых оценить бывает довольно сложно. Нередки случаи злоупотребления брендом «центр оценки», использования ЦО не по назначению.
Помимо разницы в профессионализме существует и серьезный разброс в расценках, сбивающий с толку неопытных заказчиков: предложения самых дорогих поставщиков оказываются в десятки раз дороже самых дешевых.
Создание внутреннего центра оценки проблему не решает, ведь в компанию приходят специалисты все с того же, крайне неоднородного, рынка услуг. Таким образом, каждый провайдер или внутренний специалист называет центром оценки то, что он сам считает таковым, основываясь на переводах иностранных книг (зачастую — неточных), разбавленных собственным «творчеством».
Еще одна серьезная проблема — пиратство. Компания «ЭКОПСИ Консалтинг» как разработчик ЦО неоднократно сталкивалась с несанкционированным использованием своих кейсов.
Более того — даже на цивилизованном рынке до недавнего времени отсутствовало единое фундаментальное понимание специфики метода ЦО. До появления стандарта в России не было единой методологической базы проведения ассессмента, принятой профессиональным сообществом.
Создание российского стандарта ЦО: вписаться в мировой контекст
Два года назад в профессиональном сообществе наконец созрело понимание того, что метод, используемый для принятия серьезных кадровых решений, действительно нуждается в стандартизации. Заказчикам требуются четкие ориентиры и определение качества оказываемых услуг, а исполнителям — единая методология, обеспечивающая теоретический базис для разработок, проведения и организации мероприятий по оценке персонала. В пользу такого решения говорил и международный опыт. Национальные стандарты центра оценки существуют в США (американский стандарт считается международным), Великобритании, Германии, Индонезии, ЮАР. Россия может и должна стать еще одной страной, в которой принято цивилизованное использование передовых HR-инструментов.
Для работы по созданию российского стандарта ЦО была создана специальная группа при Федерации оценки персонала. В нее вошли представители ведущих российских и международных консалтинговых компаний, оказывающих услуги по оценке персонала, а также представители академического сообщества, имеющие богатый опыт прикладных работ в данной области. Такое объединение для совместной работы над стандартом HR-услуги — беспрецедентное и знаковое событие для российской сферы управления персоналом. Именно желание и готовность ведущих экспертов области договориться дало возможность создать документ, одновременно соответствующий ожиданиям практики, образования и науки.
А договориться оказалось не так просто, как казалось вначале, когда мы считали, что разработка стандарта займет от силы месяц. Немало копий было сломано, например, при обсуждении главы о валидности метода, упражнений, которые нужно включать в ЦО, и даже того, что может называться «центром оценки». На подготовку проекта стандарта, в основу которого легли фундаментальные разработки, знания и опыт отечественных и иностранных компаний, лидирующих на рынке услуг профессиональной оценки сотрудников, ушло полтора года.
Мы гордимся тем, что компания «ЭКОПСИ Консалтинг» была непосредственным участником этого эпохального события.
Затем документ перевели на английский язык и отдали на рецензирование ведущим российским и международным экспертам в области оценки. Наш труд получил высокую оценку от таких профессионалов, как Джордж Торнтон (Университет штата Колорадо, США), Дэйв Бартрам (SHL, Великобритания), Найджел Пова (A&DC, Великобритания), Кристоф Оберманн (Obermann Consulting, Германия), Филип Лайвенс (Университет Гента, Бельгия) и других (2)(см. рисунок 3).
«Документ предлагает очень ясное определение того, что является центром оценки, и дает четкие рекомендации по проектированию, разработке и проведению центров оценки, охватывая также особенности использования в отрасли IT и раздел, посвященный правам и обязанностям участников».
Дэйв Бартрам
Замечания и комментарии признанных во всем мире специалистов по оценке вошли в финальную версию документа. Кстати, российский стандарт не просто признан мировым профессиональным сообществом, сегодня он считается наиболее актуальным, так как учитывает все передовые наработки и достижения в области мировой науки и практики. В Великобритании, например, уже работают с нашим документом, готовя новую версию своего стандарта ЦО.
Не менее важными для разработчиков стандарта были отзывы представителей российского HR-сообщества. Полученная обратная связь говорит о том, что, была проделана востребованная рынком работа. Комментарии международных и российских экспертов были опубликованы в прошлом году в журнале «Организационная психология» (3).
При этом есть и понимание того, что в будущем обязательно появится вторая версия документа, учитывающая особенности практического применения.
Какие проблемы поможет решить стандарт
Российский стандарт ЦО призван обеспечить единую методологическую базу для организации и проведения центров оценки, а также подготовки специалистов в данной области. При этом важно понимать, этот документ не является инструкцией, обязательной к исполнению. Это скорее культурная и этическая норма, то есть правила и требования стандарта, выработанные на основе российского и зарубежного опыта, которые предлагается принять профессиональному сообществу добровольно. Именно так работают стандарты в общемировой практике.
Документ состоит из трех частей. Первая дает определение того, что эксперты называют центром оценки и трактует термины, используемые при разработке и организации ЦО. Вторая посвящена подготовке и проведению центра оценки: как вписать ЦО в текущую деятельность HR-службы; какие документы нужно подготовить и что в них прописать, принимая решение об использовании ЦО; какие требования предъявлять к оценщикам и как подготовить собственных наблюдателей; рекомендации по организации процедуры проведения ЦО и представлению результатов участникам и т.д.Третья рассказывает о том, как обеспечивается качество ЦО. В частности, российский стандарт впервые описывает, как использовать виртуальный центр оценки. Например, компания «ЭКОПСИ» гарантирует, что разработанный нами web@ssessment полностью отвечает российскому стандарту ЦО.
Таким образом, HR-специалисты получают три важных инструмента:
- Необходимые теоретические основы и ответ на вопрос «что же на самом деле является центром оценки».
- Руководство по проведению ЦО.
- Ориентиры по обеспечению качества.
Сегодня, обобщая полугодовой опыт применения российского стандарта ЦО, можно с уверенностью сказать, что он позволяет HR-специалистам:
- понимать, что именно вам предлагают в качестве «центра оценки;
- правильно определить критерии для подготовки тендеров и спланировать бюджет;
- принимать обоснованные решения о том, где возможна, а где невозможна оптимизация бюджета;
- обеспечить грамотную работу внутренних специалистов и провайдеров;
- оценить качество программы центра оценки;
- корректно организовать коммуникацию с сотрудниками;
- говорить с коллегами и провайдерами на одном языке.
Если у вас появятся вопросы, связанные с практическим использованием российского стандарта ЦО, вы можете обратиться к его создателям. Компании-разработчики стандарта, входящие в Федерацию оценки персонала, приняли на себя «просветительскую» функцию и обязались способствовать дальнейшему распространению и продвижению стандарта, а также обучать наблюдателей-экспертов в соответствии с российским стандартом ЦО.
Уважаемые коллеги, используйте стандарт в работе внутренних ЦО, обращайте внимание на соответствие стандарту услуг, предоставляемых провайдерами, и тогда мы сможем гордиться тем, что Россия — это страна цивилизованного использования современных HR -технологий и инструментов.
(1) Рейтинг «Эксперт-400», 2012
(2) Дэйв Бартрам — профессор психологии, мировой эксперт в области психодиагностики, руководитель группы разработчиков универсальной базовой структуры компетенций компании SHL. Филип Лайвенс — профессор кафедры управления персоналом и организационной психологии в Гентском университете, член редколлегии двух ведущих журналов по организационной психологии, Journal of Applied Psychology и Journal of Applied Psychology. Кристоф Оберманн — ведущий немецкий эксперт в области оценки. Найджел Пова — один из разработчиков стандарта ЦО в Великобритании, признанный авторитет в области ассессмент центров, написал в соавторстве с Иеном Баллантайном книгу «Ассессмент-центр. Полное руководство», переизданную в России два раза. Джордж Торнтон — профессор Университета Штата Колорадо, автор трех книг и многочисленных статей о методах, применяемых в ЦО, ведущий мировой эксперт в области разработки ЦО.
(3) Организационная психология. 2013. Т. 3. № 2. С. 66–76
Центр оценки. От импровизации к стандарту.pdf
Обзорная статья 13.02.2024