HRTimes №23 Сентябрь 2013
Русские на ASTD. Главная профессиональная выставка в сфере T&D глазами команды «ЭКОПСИ Консалтинг»
HRTimes №23
В мае 2013 года «ЭКОПСИ Консалтинг» стала первой российской компанией, принявшей участие в крупнейшей международной выставке ASTD Conference в Далласе (США). На протяжении многих лет организатором этого мероприятия выступает Американское общество тренингов и развития (American Society for Training and Development) — старейшая и наиболее уважаемая ассоциация на рынке T&D. В нынешнем году выставку посетили более 8 000 участников, представляющих десятки стран мира.
Отправляясь в Даллас, команда «ЭКОПСИ» поставила перед собой несколько целей. Во-первых, мы рассчитывали наладить сотрудничество с новыми партнерами, в первую очередь из стран БРИК, близких России по ментальности и уровню развития рынка. Во-вторых, мы стремились показать коллегам из других стран, что в России есть достойные качественные продукты, которые можно использовать для решения широкого круга задач. Наконец, третьей нашей целью было привлечь внимание корпораций, заинтересованных в российском рынке, к услугам «ЭКОПСИ», то есть к работе в режиме local-for-global. Забегая вперед, отметим, что все эти ожидания оправдались с лихвой.
«Наши консультанты уже в течение нескольких лет ездят на ASTD Conference, поскольку для нас важно обмениваться идеями с зарубежными коллегами и следить за тенденциями на рынке, — рассказывает Станислав Куликов, директор по консалтингу „ЭКОПСИ“. — Два года назад на выставке впервые оказался я. Мы задумались о том, что можем приезжать сюда не просто как гости, и решили сделать собственный стенд. К тому времени у компании появилось несколько продуктов, которые мы вполне могли представить в США. После того как соответствующее решение было принято, остались только технические вопросы. Через наших немецких партнеров я связался с ASTD. Помимо стенда договорились о двух демо-сессиях, на которых мы рассказывали о своих идеях».
В качестве продуктов, с которыми компания поехала в США, были выбраны социодрама «Путь к цели» и инновационная программная платформа Web@ссесмент. «Этот выбор был во многоминтуитивным, — поясняет Евгений Лурье, руководитель центра разработки оценочных технологий „ЭКОПСИ“. — Мы не могли знать заранее, что именно из наших предложений заинтересует публику на выставке, поэтому сформировали пакет из двух совершенно разных продуктов, каждый из которых в результате нашел свою аудиторию».
Александр Улесов, партнер «ЭКОПСИ», рассказывает, что во время сессии «Социодрама в Бизнесе» над Далласом пронесся небольшой ураган, из-за которого организаторы закрыли все двери и никого не выпускали из здания. «Мы даже иронизировали, что ураган нам на руку: посетители не смогут пройти мимо нашей сессии», — с улыбкой говорит он.
«Хотя социодрама как формат возникла на Западе, „ЭКОПСИ“ было что сказать тем, кто пришел на сессию, — поясняет Станислав. — Во-первых, мы не планировали представлять социодраму как вновь изобретенный формат — мы хотели показать хорошую альтернативу мозговым штурмам, стратегическим сессиям и совещаниям, которые призваны решать целый спектр важных для бизнеса задач. Во-вторых, российскому бизнесу и консультантам в последние годы приходится решать более сложные и интересные задачи, чем их западным коллегам. Мы постарались учесть полученный опыт присоздании нашего продукта и стремились поделиться им с посетителями выставки».
В Далласе участникам социодрамы было предложено решить следующую задачу: в условной нефтяной компании с авторитарным подходом к управлению внедряется система предоставления конструктивной обратной связи. Если раньше руководители компании либо вовсе не предоставляли обратную связь подчиненным, либо делали это в исключительно жесткой и негативной форме, то сейчас все должно измениться: в рамках новой культуры руководитель должен следовать правилам конструктивной критики. Естественно, внедрение таких принципов вызывает сопротивление некоторых руководителей и сталкивается с разнообразными препятствиями.
Между участниками социодрамы были распределены роли: кому-то досталась роль руководителя-внедренца — его задачей было пройти весь путь внедрения новой культуры до победного конца. Остальные участники взяли на себя роли факторов, которые могли помочь руководителю достичь цели или же мешали ему.
По словам Станислава, культурные различия участников, среди которых были португальцы, немцы, японцы и американцы, сыграли определенную роль и привнесли элемент неожиданности. Например, один из барьеров назывался «Relax, Don’t Do It» («Расслабься и ничего не делай») и описывал ситуацию, когда люди в условиях нового демократичного подхода расхолаживаются и бездельничают. Японец, игравший роль этого барьера, просто не понял, чего от него хотят: ведь в японской корпоративной культуре такое поведение немыслимо. Барьер «Опасное производство требует жесткого стиля менеджмента», напротив, оказался очень естественным для немца, воспитанного в культуре соблюдения правил, норм и регламентов. Американец, игравший менеджера-внедренца, не смог пройти этот барьер, так как его аргументы из американской культуры не были приняты немцем. Пришлось «провести» его с помощью ведущего.
По наблюдениям Александра, одной из тенденций нынешней выставки стал массовый интерес к переводу обучения в формат приложений для мобильных платформ. Даже расписание выставки было оформлено в виде мобильного календаря. Что, кстати говоря, привело к некоторой неразберихе: социодраматическая сессия оказалась отмечена в печатном каталоге на двух соседних стендах сразу. Сосед отправился разбираться c этим недоразумением — и в итоге организаторы вычеркнули из электронного расписания все упоминания о социодраме, включая и сессию «ЭКОПСИ». Но, несмотря на эти издержки высоких технологий, группа собралась и социодрама прошла на ура!
Второй продукт, с которым компания выходила на выставку, как раз опирается на современные IT-технологии. Его демонстрация прошла, к счастью, без подобных приключений. «Важной частью нашего бизнеса является оценка персонала, — рассказывает Евгений. — Нас приглашают для того, чтобы мы помогали компаниям принимать кадровые решения. Один из методов, который используется в этой работе, называется ассесмент-центр. По сути это деловая игра, в которой мы выступаем в качестве наблюдателей-экспертов. В США удивить этим никого, конечно, нельзя. Наоборот: это они двадцать лет назад удивляли нас такими формами работы. Наше ноу-хау — технология Web@ссесмент, которая позволяет проводить ассесмент-центр полностью онлайн, прямо в браузере».
Web@cсесмент уверенно чувствует себя на фоне конкурентов и превосходит по своим возможностям другие подобные системы. Демо-сессия, посвященная системе, называлась «Web@ssessment: how to deliver assessment centers globally» (Web@ssessment: как проводить ассесмент-центры глобально) и собрала — на фоне пятидесяти идущих одновременно мероприятий — пятнадцать профессионалов, нацеленных на дальнейшее сотрудничество с нами. Среди них, вспоминает Евгений, был один HR-руководитель, то есть непосредственно конечный потребительуслуги, — и он оказался из России («Стоило ехать в Даллас, чтобы встретить русского клиента!»). Остальные представляли консалтинговые компании из различных стран — Мексики, Колумбии, Саудовской Аравии и Нидерландов, — в том числе крупнейшую американскую фирму, специализирующуюся на оценке персонала. Эти консультанты, хорошо владевшие содержатель- ной стороной вопроса, были заинтересованы в использовании нашей технологии для проведения ассесмент-центров онлайн у себя на рынке. По итогам выставки интенсивнее всего развиваются наши контакты со странами ЛатинскойАмерики, так что установка на интерес к БРИК себя оправдала — пусть и с некоторыми поправками. «Выставка оказалась прекрасной возможностью сравнить свои собственные идеи и наработки с тем, что происходит сейчас в мире, конвертировав свои затраты на стенд в новые партнерские отношения, — говорит Александр. — Если Станислав отвечал за общую организацию и проведение сессии, посвященной социодраме, а Евгений показывал наши возможности в сфере создания приложений для оценки персонала, то я выступал скорее в качестве их ассистента и одновременно наблюдателя, свободно перемещаясь по выставке».
По наблюдениям Александра, на ASTD былопредставлено три типа выступающих.
Во-первых, «люди одной мысли», которые пропагандируют единственную идею и тиражируют ее в самых разных форматах. Среди них особо запомнилась компания, уверенная в том, что в деле мотивации морковка лучше палки. Спикеры компании привезли с собой мягкую игрушку в виде морковки и в конце сессии предложили бросаться в них этой морковкой. По мнению Станислава, такие вещи свидетельствуют о кризисе идей на рынке: вместо новых подходов и технологий расцветают различные take aways — забавные штучки.
Во вторую группу Александр выделяет людей, мыслящих в рамках определенной парадигмы. Например, Маркус Бэкингем считает, что таланты человека важнее его формального положения в структуре компании. Он пытается использовать этот принцип для решения ряда задач, стоящих перед бизнесом.
Наконец, к третьей группе Александр относит «людей продукта», создавших какой-либо инструмент, который они предлагают рынку для решения конкретной задачи (например, опросник, конкретный тренинг и т. п.).
«Интернациональный состав выставки позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи, — говорит Александр. — Например, люди в Израиле не видят смысла тратить два дня своих сотрудников на какую-то ни было учебу. А, скажем, для компаний из Саудовской Аравии совершенно естественно отправить сотрудников на обучение на целую неделю. В России стандартом сейчас являются именно двухдневные программы корпоративного обучения, и мы привыкли рассчитывать на это время. Оказывается, это правило никак нельзя назвать универсальным».
Евгений особо отмечает участие в выставке Кена Робинсона, звезды сайта TED. Робинсон — блестящий спикер, известный своими идеями о реформе образования. Он призывает преподавателей ориентироваться на индивидуальные качества студентов, а не стричь всех под одну гребенку. На ASTD Conference его около часа внимательно слушала многотысячная аудитория: он рассказывал о том, как его тезисы можно перенести в сферу рынка труда, и приводил примеры успешного сотрудничества с крупными компаниями, которые он консультирует.
Участники команды, побывавшие в Далласе, активно делились впечатлениями на своих страницах в Facebook, отмечая забавные моменты. Груз со стендом «ЭКОПСИ» попал сначала не в Даллас, а в Атланту. Потом персонал отеля Crown Plaza упорно отрицал, что у них проживает господин Улесов, и отказывался принимать груз, доставленный авиакомпанией. Александр по российской привычке попытался выяснить, в какие часы он может забрать свои вещи из аэропорта сам, но американцы никак не могли понять его вопрос. Разобравшись, представители авиакомпании уверили пассажира, что они работают круглосуточно и будут рады выдать груз получателю в любое удобное для него время. Отелей Crown Plaza в Далласе, кстати, оказалось несколько, и номера для нашей команды были забронированы вовсе не в том, который находился возле зданий ASTD Conference. Пришлось брать в аренду машину и каждый день совершать маленькое путешествие.
«Мы приняли решение участвовать в следующей выставке в Вашингтоне. Есть интересные идеи, которые мы можем привезти туда» — улыбается Станислав.
Авторы
Обзорная статья 13.02.2024