Комментарий Сентябрь 2022
Прощай, мечта: как миллениалы превратились в самое несчастное поколение
Онучин Андрей
Старший партнёр, руководитель практики «Социология бизнеса»
Теория поколений — это описание временных циклов в истории и связанных с ними характерных особенностей, взглядов людей, родившихся в определенные хронологические отрезки. Впоследствии каждого экономического события— подъем, инфляция, стабильность, дефолт— меняется привычный уровень комфорта большинства людей, появляются или исчезают профессии и промышленные компании, потребности общества растут или падают. Разумеется, личность каждого человека формируется под влиянием различных факторов. Однако большую часть людей из одного поколения связывают некоторые фундаментальные события.
Миллениалы (от латинского слова «миллениум» — тысячелетие) или «поколение Y» — люди, родившиеся на стыке тысячелетий, в промежутке между 1984 – 2000гг. На сегодняшний день игрекам от 22 до 38 лет, тот возраст, который составляет 75% мировой рабочей силы.
Период взросления этих людей совпал с глобальным прогрессом в информационных технологиях, и это поколение кардинально отличаются от своих предшественников. Самопознание —основное дело всей их жизни. Очень часто миллениалов долго обеспечивают родители, так как «дети» не спешат с трудоустройством, объясняя это тем, что работа должна приносить удовольствие. Они очень сосредоточены на поддержании или улучшении привычного уровня комфорта, который был заложен с самого детства: еда, различные гаджеты, автомобиль, одежда, жилье.
Характерная черта для Y — это «бессрочная молодость». Они стараются до последнего отсрочить осознание того, что они уже взрослые люди. Быть взрослым — значит самому нести ответственность за свои поступки, а то и своих детей. Эта мысль ужасает миллениалов: их родители отдавали все до последнего, чтобы обеспечить своих детей, могли потратить последние накопления, ради светлого будущего своих чад. И игреки не хотят для себя такой же участи.
По данным исследований, миллениалы — самое несчастное поколение, недовольное работой и жизнью вообще. Его представители переживают трагический разрыв между мечтами и действительностью: в отличие от более молодых зумеров (людей, рожденные в промежуток между 2000 -2015 гг.), они настроены на карьеру, но успели понять, что большинству из них она не светит.
Поэтому сейчас во многих компаний разворачивается невидимый кризис. Работодатели жалуются, что миллениалы категорически не желают скучать и имеют завышенные ожидания от работы, подогреваемые соцсетями. Поколение миллениалов весьма инфантильно: настаивает на гибком графике работы, а сама работа должна быть местом, где весело. И даже если в компании есть фитнес и здоровое питание, миллениалы все равно демонстрируют явные признаки разочарования и неудовлетворенности уже через несколько месяцев.
«Игреки» попали в период смены модели трудовой этики, отмечает Андрей Онучин, партнер компании «ЭКОПСИ». «Были периоды, когда работа была слишком большим дефицитом и к ней относились как к способу выживания. Затем трудовые ценности начинают трансформироваться в направлении «работы мечты». Индустриальное «я продаю восемь часов рабочего времени, чтобы потом на заработанные деньги жить как хочу» менялось на «не хочу тратить треть жизни на неинтересное дело, хочу, чтобы работа и хобби совпадали». Для компаний концепция «работы мечты» выигрышная, поскольку заинтересованный сотрудник гораздо более вовлечен в дело. Но он все же предполагает, что сотрудники сами сумели найти себя. А человек, который приходит на работу, рассчитывая, что она сама его захватит, то есть ждет внешнего вовлечения, обречен на разочарование. «Умение получать удовольствие от своей работы не является врожденным, человек этому учится. Работа не информационный поток в «Тиктоке», где управляют твоим вниманием извне, чтобы ты не терял интерес, она предполагает, что ты сам с этим справишься. Благодаря нашим регулярным исследованиям вовлеченности мы давно зафиксировали тренд: увлеченность работой прямо зависит от стажа — она тем больше, чем дольше человек ею занимается. И чем более высокого мастерства человек достигает, тем больше удовольствия он может получать», — объясняет Онучин.
Пик взросления миллениалов пришелся на благополучные 2000-е годы, когда благосостояние непрерывно росло, и у многих сложилось впечатление, что жизнь — это постоянное улучшение всего вокруг. Сейчас же люди узнают, что бывают войны, а у компаний-работодателей — очень сложные времена. Это для миллениалов болезненный слом шаблона, отсюда желание убежать, спрятаться, не видеть, не участвовать. Поэтому среди них множество людей, которые в 30 лет не знают, кем хотят стать, когда вырастут. Эти люди не думают о профессии. Они думают об отпуске, о зарплате, о выходных.
Шутки в сторону
Из-за кризиса в российский компаниях сегодня возрождается жесткий стиль управления, менеджеры все менее охотно проявляют изобретательность в привлечении специалистов, не желая быть филиалом детского сада для тридцатилетних. Подстраиваться под капризных сотрудников бизнесу будет некогда, он оказался в ситуации падения спроса и пересматривает свою структуру затрат. Кроме того, и предыдущее поколение Х (люди, рожденные в промежутке между 1965 и 1980 годами) еще работает, и работает хорошо, и оно особенно ценно сегодня, в связи с частичной мобилизацией.
Работодатели неизбежно начнут проявлять жесткость: пока трепетная молодежь работает и приносит результат — она будет работать. Как только перестанет приносить результат и требовать определенных «плюшек» — с ней расстанутся.
Во взрослую жизнь
Возможно, происходящее в данный момент для самих миллениалов хорошо, поскольку неизбежно заставит повзрослеть.
В то же время специалисты советуют нанимающим менеджерам честно и открыто общаться с ними, объяснять им, какой смысл имеет их работа: в частности, какие показатели улучшились в компании благодаря выполненным задачам. Если миллениалу честно объяснить при устройстве в компанию, что он получит точно, а что нет, что возможно изменить, а где придется умерить свои запросы, то в подавляющем большинстве можно получить хорошего сотрудника.
Поколение Y быстро находит любую информацию и систематизирует её. Они вдохновляются инновациями, нестандартными задачами, вызовами, но при этом ожидают доверия и фидбека от руководства на каждый свой шаг. Миллениалу надо почувствовать, что он важен. Оправдывая ожидания, он достигнет высот и даже откажется от отпуска.
Научиться сочетать новые впечатления и рутинные занятия – основная задача для поколения Y, поскольку его важнейшая идея – успех в карьере. Часть миллениалов повзрослеют, пересмотрев свое отношение к работе и к рутине. Перестанут ждать от работы постоянных ярких впечатлений и воспринимать рутину только как скуку. В то же время работодатели будут вынуждены настроить честный диалог и учитывать интересы поколения Y, которое ставит духовные ценности, свободу и веру в себя выше ценностей материального мира.
Полную версию статьи читайте на сайте РБК Pro
Обзорная статья 13.02.2024