Все услуги
aaa
Понимание – новая нефть

Описание подхода Июль 2023

Понимание – новая нефть

Я — Андрей Арно, тренер практики «Развитие персонала и внедрение изменений» ЭКОПСИ. Более 17 лет консультирую компании по стратегическому маркетингу и менеджменту, веду тренинги. В моей работе очень много взаимодействия с людьми и у меня накопились интересные наблюдения, которыми хочу поделиться в этой статье.

Человек на 80% состоит из воды, а работа руководителя с командой на 80% состоит из коммуникаций. Постановка задач, делегирование, координация и контроль — всё это коммуникации. От того, насколько понятно сформулировано задание, зависит успешность его выполнения. Кроме того, прозрачность процессов повышает мотивацию персонала и вовлечённость.

Мало кто догадывается, что «команда мечты», которая берёт новые и новые вершины, начинается с простого понимания друг друга. Об этом я хочу поговорить в этой статье и поделиться кейсами из практики.

Понимание влияет на прибыль?

Главный вопрос любого лидера: как добиться взаимопонимания? Историю про лебедя, рака и щуку повторять не хочется, согласитесь.

Пример.

Руководитель департамента Алексей возвращается от генерального директора — он явно расстроен. Своим подчинённым сердито говорит: «Кругом бардак. Наведите порядок в процессах!» Позднее Алексей успокаивается и сообщает команде, что финансовый показатель EBITDA не такой, как планировалось. Алексей участвует в планировании показателей компании, но руководит он инженерами — т.е. его подчиненные далеки от EBITDA. И то, как они будут исправлять «бардак в процессах» в их понимании — далеко от исправления EBITDA. 

Дело в том, что зачастую руководитель не задумывается, находится ли он с командой в одном понятийном поле. Руководитель интерпретирует информацию своим способом, а сотрудники — своим, потому что они отвечают за разные вещи и мыслят разными категориями. Также у подчиненных могут срабатывать защитные механизмы: страшно показаться некомпетентным, поэтому не задал вопрос. Итог — неправильно выполненная задача.

На примере видно, что руководитель убеждён: EBITDA — один из ключевых финансовых показателей, это должны знать все, а также должны уметь на него влиять. Подчинённые знают характер Алексея и лишний раз не задают вопросов, потому что могут получить ответ: «Ты в институте учился или диплом купил?» Поэтому они обычно делают вид, что всё понятно. Что получаем в итоге: фокус внимания команды с рабочих задач смещается сначала на экспресс-изучение EBITDA, а потом на сбивчивые попытки что-то где-то как-то исправить. Действия эти с высокой вероятностью не будут «вязаться» с верхнеуровневыми процессами. Время будет потрачено, основные задачи останутся невыполненными, энергия и мотивация команды пойдёт на спад. На таком фоне вероятен рост прибыли? Вряд ли.

На примере мы видим, как способность руководителя объяснять влияет на прибыль компании. 

Коммуникация – танец для двоих, но кто ведёт?

Очень часто в своей практике я сталкиваюсь с коммуникационной иллюзией, когда руководитель считает, что он может просто проинформировать сотрудников и этого достаточно. Не тут то было! То, что вкладывает в сообщение один человек и что слышит другой — очень разные вещи. Таковы особенности человеческого мозга и это просто надо принять, всегда помнить и прикладывать усилия, чтобы избегать недопонимания.

Причём недопонимание может возникнуть абсолютно в любой момент: на стадии целеполагания, во время обсуждения результатов или перед отправкой отчёта топ-менеджменту.

Пример.

Очень часто в условиях цейтнота руководитель не считает нужным детализировать и объяснять поставленную цель. Он просто говорит в стиле «Сделай эту работу хорошо» или «Иди и реши проблему». Абсолютно точно, что в момент выдачи такого распоряжения в голове у руководителя уже есть конкретный образ результата. Только подчиненный этот образ не видит. Например, руководитель сказал: «Подготовь аналитику продаж по региону». Но не уточнил, какой именно срез нужен. Это ошибка на стадии целеполагания. Здесь сотрудник будет в буквальном смысле угадывать. Может угадает, а может и нет. А если данный отчёт нужен для совещания с гендиректором, которое уже через полчаса? В общем, масштаб последствий вы поняли.

Коммуникация — это своеобразный танец, в котором танцуют двое, но ведёт только один. В коммуникации «руководитель-подчинённый» ведёт, безусловно, руководитель. Причём неважно, кто инициировал саму коммуникацию. Руководитель ведёт, потому что он больше погружен в общий контекст организации, в ситуацию на рынке, он больше вовлечён в долгосрочные планы и в целом больше информирован.

Сценарии коммуникаций и зачем они нужны

Чтобы на карте коммуникаций не осталось белых пятен, руководителю стоит планировать сценарий разговора. И не забывать, что это должен быть диалог

Казалось бы, что может быть проще: встретиться с сотрудником и поговорить. Какой тут сценарий? 

В профессиональном общении у каждой коммуникации есть своя цель. 

Примеры.

Иван допустил ошибку, вовремя её не исправил и это повлияло на результат отдела. Что нужно делать в этом случае? Поговорить с Иваном по сценарию корректирующей обратной связи. Замечание вроде «сам виноват — сам исправляй» будет неэффективно. Сценарий корректирующей обратной связи включает в себя объяснение, что конкретно привело к ошибке, а также предложения, как этого избежать в будущем.

Михаил выполняет работу качественно, руководитель хочет это отметить — сценарий развивающей обратной связи. Здесь руководитель выражает признание и подчёркивает, благодаря каким сильным сторонам Михаил добивается результатов. После чего руководитель выражает веру, что так будет и дальше.

Есть в компании амбициозный талантливый сотрудник Тимофей, у которого уже второй месяц идёт спад показателей эффективности. С Тимофеем стоит разговаривать о целях, его личных амбициях и перспективах развития в компании, нужно помочь ему сфокусироваться на приоритетах. В ход идёт  сценарий диалога о целях.  Когда Тимофей достигнет новых выдающихся результатов, необходимо будет их обсудить и составить новый план – это сценарий диалога о результативности и развитии

Как мы видим, сценарий разговора с подчинённым, то есть содержание, смысловые акценты и «правила диалога» зависят от цели, которую заведомо ставит руководитель.

Очень важно запомнить основные сценарии, которые руководитель использует в 80% рабочих ситуаций. Чтобы при возникновении ситуации Х не тратить время и силы на поиск решения, а «взять из ящика» сценарий и пустить в ход. Будучи подготовленным с точки зрения методологии, руководитель заранее определяет, где могут быть «белые пятна» коммуникации — и в процессе разговора устраняет их.

Как повысить уровень понимания в команде? 

При подготовке любой коммуникации с командой, будь то совещание, статус-встреча или встреча один на один, руководителю будет полезно составить повестку встречи. Затем проверить себя по чек-листу:

  • Как мне сформулировать задачу, чтобы её невозможно было понять иначе, чем как я задумал?

  • Что будет показателем того, что коллеги поняли всё так? 

  • Каким образом мне просить обратную связь и «сверять часы» с коллегами по каждой задаче?

Это лайфхак на скорую руку. Конечно, одного чек-листа будет недостаточно — нужно развивать в себе навыки эффективной коммуникации с командой. Приведу несколько упражнений, которые я даю на тренингах и которые реально прокачивают навыки эффективного общения.

Эмпатичное слушание и воронка вопросов  

Не только сотрудники могут не понимать руководителя, но и босс не всегда понимает подчинённого. И такая ситуация может стать причиной довольно серьёзных конфликтов. Это вторые «грабли» процесса коммуникации.

Пример.

Руководитель видит, что задача не выполнена или выполнена не так, как нужно. Значит ли это, что подчинённый безусловно «накосячил»? Вовсе нет. Чаще всего здесь скрываются разные причины:

  • недостаточное знание вопроса, сотруднику не хватило опыта;

  • низкая мотивация из-за изменения системы бонусов; 

  • отдел, от которого должны были поступить данные для этой задачи, не предоставил их вовремя;

  • не хватило времени, т.к. задача «прилетела» в последний день перед отпуском и пр.

Если руководитель будет только отчитывать или штрафовать подчинённого, то причина ошибки останется для него неизвестна. Скорее всего, ситуация будет повторяться. 

Что делать? Задавать вопросы и слушать, не перебивая и не вставляя свою интерпретацию. Эмпатичное слушание — это когда вы стараетесь вникнуть в ситуацию и увидеть её глазами сотрудника. Здесь помогут вопросы: что еще? Почему так? Что при этом происходило? Вопросы стоит задавать до тех пор, пока не прояснится картина целиком. 

После этого можно переходить к воронке вопросов и подключать практику «5 почему».

Вопрос 1: Почему в отчёте произошла ошибка?

Ответ 1: Потому что я не учёл фактор загрузки филиала.

Вопрос 2: Почему ты не учёл фактор загрузки филиала?

Ответ 2: Потому что я не знал, что это важно.

Вопрос 3: Почему ты этого не знал?

Ответ 3: Потому что на прошлом месте работы этот фактор отсутствовал и я подумал, что здесь будет так же.

Вопрос 4: Почему ты подумал, что здесь будет так же?

Ответ 4: Потому что я не прояснил все детали в момент постановки задачи и опирался лишь на свой прошлый опыт.

Вопрос 5: Почему ты не прояснил все детали в момент постановки задачи?

Ответ 5: Потому что опасался показаться некомпетентным в глазах руководителя.

Практика «5 почему» помогла подсветить, что руководителю следует наладить более доверительные отношения с сотрудником, чтобы снять с его плеч груз профессиональной тревожности.

Подытожим рекомендации 

  1. Увидеть проблему — значит наполовину её решить. Руководителю стоит всегда помнить о разнице восприятия информации, даже если сотрудники  смотрят самыми понимающими на свете глазами. Каждый подчиненный слышит не столько руководителя, сколько голос своего прошлого опыта, возможно, ещё и страха перед авторитетом босса. Всё это приправляется уровнем мотивации и личностными особенностями сотрудника.

  2. Для каждой рабочей коммуникации, будь то еженедельное совещание,  экстренный разбор полётов или обсуждение целей, руководитель заранее делает сценарий разговора. Таким образом он облегчает себе жизнь и исключает «белые пятна» на карте коммуникаций. 

  3. Качественная коммуникация — это не экспромт. Качественная коммуникация — это технология, в которой есть чёткие алгоритмы, правила и взаимосвязи. Подходя к процессу коммуникации осознанно, руководитель шаг за шагом выстраивает отлично работающую систему, основанную на взаимопонимании, высокой вовлечённости и мотивации команды. Как следствие, такая команда обеспечивает растущие бизнес-показатели.



Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть