Все услуги
aaa
Под Новый год сжигаем ритуальный менеджмент

Обзорная статья Декабрь 2014

Под Новый год сжигаем ритуальный менеджмент

Ведомости №241 (3745), 25 декабря 2014 г.

Летом я проводил стратегическую сессию для правления одной из крупнейших украинских компаний. Часть активов компании находилась в зоне боевых действий. Мы обсуждали, какие долгосрочные инвестиционные программы сохранить, а какие отменить в связи с войной. В какой-то момент один из менеджеров произнес страстную речь. Он сказал, что нужно отменить не только многие инвестиционные программы, но и многие практики менеджмента. «Хватит заниматься ритуальным менеджментом!» — сказал он. Слово «ритуальный» было подхвачено участниками — и течение сессии изменилось. Мы временно отложили в сторону инвестиции и занялись практиками управления. И вдруг оказалось, что 80% комитетов не нужны — являются ритуальными; проектный офис весь, в полном составе, со всеми процедурами проектного управления — никому не нужный ритуал; департамент управления рисками и бесчисленные матрицы рисков не уберегли ни от каких настоящих рисков, и их существование — не более чем ритуал; карты эффективности с КПЭ, которые очевидно невозможно выполнить в военное время, — не более чем ритуал (а вот, кстати, обратная связь методом «360 градусов» — очень эффективная и полезная процедура даже во время войны); стратегические презентации с необыкновенно красивыми схемами и графиками, созданные при участии лучших консультантов, — исключительно прекрасная ритуальная игра в бисер... И тут вдруг обнаружилось, что разработка стратегии и представление ее совету директоров всегда были игрой и ритуалом и, более того, все это знали: каждый топ-менеджер признался, что относился к стратегическому планированию исключительно как к ритуалу, — просто никто никогда ни разу об этом не сказал.

И когда мы все это обсудили и расклассифицировали все практики на ритуальные и необходимые, то освободилось так много времени и вдруг оказалось, что есть масса возможностей для занятия чем-то нужным, если мы перестанем делать ненужное.

Тогда подумал: неужели для того, чтобы отказаться от ненужного ритуального менеджмента, требуется война?

Воспользуемся этим стихийно найденным понятием «ритуальный менеджмент» и будем называть так все управленческие практики, которые не приносят пользы бизнесу, а выполняются по каким-то коммуникативным, политическим, интриганским, карьерным (все это по большому счету одно и то же) причинам либо (что тоже бывает) просто по глупости.

Как образуются ритуальные формы менеджмента

Первый путь — «дублирование дорог». Чтобы пояснить название, начну с истории. Некий город (и это была не Москва) очень страдал от пробок. В один прекрасный год мэрия города получила весьма приличный бюджет на решение этой проблемы. «Давайте для каждой дороги построим дублер», — решили в мэрии. Сказано — сделано. За год программа была реализована — и город... вы, конечно, догадались: город встал. В отличие от вас мэрия не сообразила, что дублирование дорог увеличивает количество перекрестков в 4(!) раза, а поскольку перекрестки — одна из главных причин пробок, то нормальное движение становится попросту невозможным. Правильный подход — строить развязки, не увеличивая (а лучше даже уменьшая) количество дорог.

Эта история объясняет бюрократический ступор громадного количества организаций. Сталкиваясь с проблемой, корпорации склонны не улучшать существующие процедуры, не отлаживать стыки, а создавать новые процедуры, не отменяя предыдущие. Количество стыков растет в геометрической прогрессии, порождаемые ими проблемы вызывают к жизни новые процедуры — и внутреннее устройство организации лишается остатков здравого смысла. Я уж не говорю о том, какое количество людей требуется, чтобы обслуживать все эти процедуры (эксплуатировать и ремонтировать все дороги).

Описанный путь появления ритуальных практик менеджмента — «дублирование дорог» — порожден как раз глупостью, но по крайней мере его инициаторы исходят из благих намерений, которыми, впрочем, как мы знаем, вымощена дорога в ад.

Еще одна форма ритуального менеджмента — «лучшие практики»

Приходит в компанию новый руководитель и говорит: «Давайте все сделаем, как в лучших компаниях: миссия, видение, ценности, стратегия, процессы, КПЭ, грейды...» Как вы думаете, сколько из этих практик окажутся ритуальными? Ответ почти очевиден, не правда ли? (Не все, конечно, — некоторые действительно нужны и имеют шанс стать эффективными — но подавляющее большинство...) Интересно, почему это не очевидно всем тем менеджерам, которые затевают эти проекты? Это еще одна разновидность благого намерения: хочу выстроить компанию в соответствии с лучшими образцами, но игнорирую стадию развития организации — и получаю красивый ритуал.

Третий путь — «корпоративные игры»

Я имею в виду проекты, которые делаются ради карьеры, власти и не имеют благородных побуждений даже в основе — если их учесть, мы перестанем удивляться, почему в крупных компаниях такой большой процент управленческих практик является ритуальным, и не будем больше спрашивать, почему неэффективен крупный частный бизнес (не говоря уж о государственном, где ритуалов в разы больше).

Друзья, мы вошли в шторм, в кризис. Может быть, стоит не дожидаться худшего и прямо сейчас отказаться от ритуальных практик?

Сделать это совсем нетрудно, если есть внутренняя решимость. Составьте список всех процедур управления, всех коллегиальных органов, всех совещаний, всех документов, функционирующих в компании, и по отношению к каждому из них задайте себе три вопроса:

  • Является ли эта практика действительно необходимой для оперативного управления?
  • Может быть, она позволяет совершенствовать продукты и услуги и в будущем сделает клиента более счастливым?
  • Если ответ на первый или второй вопрос утвердительный, то нельзя ли кардинально упростить эту практику или объединить ее с другой?

По итогам такой ревизии безжалостно ликвидируйте, упрощайте, объединяйте все, без чего можно обойтись, что не имеет очевидной ценности, что является ритуальным.

Знаете, как легко после этого будет сокращать численность? А как много свободного времени появится у топ-менеджмента? А сколько творчества и энергии на спасение и развитие бизнеса вдруг высвободится в организации?

Скоро Новый год. Думаю, уходящий год напугал нас достаточно, чтобы мы засучив рукава взялись за искоренение ненужных ритуалов.

Читать статью на сайте газеты «Ведомости»

Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть