HRTimes №23 Сентябрь 2013
Новые подходы к обучению специалистов в сфере управления. Подход бизнес-школы Chicago Booth
Белкова Ирина
PR-директорHRTimes №23
В 2013 году компания «ЭКОПСИ Консалтинг» и бизнес-школа Chicago Booth договорились о стратегическом партнерстве. «ЭКОПСИ Консалтинг» и Chicago Booth предлагают интегрированную модульную программу для топ-менеджеров: мы погружаем руководителей в образовательный процесс, ориентированный на изучение фундаментальных принципов управления, анализ конкретных примеров и комплексную обратную связь участникам.
В этом выпуске The Human Resources Times мы представляем вам краткий пересказ статьи «Новые подходы к обучению специалистов в сфере управления: взгляд из Чикаго», написанной преподавателями Chicago Booth Гарри Дэвисом и Робином Хогартом еще в 1992 году, но актуальной и по сей день. В этой публикации был впервые сформулирован и описан особый подход бизнес-школы Chicago Booth к образовательному процессу. Авторы объясняют, что наилучший результат подготовки специалистов в сфере управления достигается при определенном балансе знаний и навыков в программе обучения, а также наглядно демонстрируют важность сотрудничества между бизнес-школой, компанией-работодателем и самим учащимся в рамках учебного процесса.
Два преподавателя Chicago Booth — Гарри Дэвис (преподаватель нестандартных методов управления на кафедре имени Роджера и Рэйчел Гётц) и Робин Хогарт (ранее преподавал бихевиоризм на кафедре имени Уоллеса Бута) — разработали методический подход к учебному процессу, направленный на развитие у слушателей бизнес-школы навыков самообразования. Суть этого подхода к бизнес-образованию заключается в сочетании четырех элементов: теоретические знания, практические знания, внедренческие навыки и аналитические навыки.
Теоретические знания приобретаются в ходе занятий в образовательных учреждениях, в том числе в бизнес-школах, в рамках традиционных курсов по экономике, финансам, статистике, маркетингу, организационной психологии и пр. Теоретические знания ценны тем, что раздвигают рамки мышления, учат думать глобально, углубляют общие познания в различных областях. Однако задача бизнес-школ не сводится к тому, чтобы просто донести до слушателей свод теоретических знаний.
Практические знания получаются в ходе повседневной работы в конкретной компании или отрасли. Круг этих знаний у каждого конкретного человека уникален, поскольку формируется его личным профессиональным опытом. Практические знания зачастую невозможно непосредственно использовать в другой отрасли: вы можете потратить годы на то, чтобы стать первоклассным теннисистом, но это не сделает из вас автоматически успешного игрока в гольф, хотя оба вида спорта требуют физической подготовки и отличной координации движений.
Бизнес-школы не должны пытаться дать учащимся практические знания, но могут подчеркнуть важность их приобретения, а также научить выявлять их и эффективно использовать в процессе работы.
Описывая традиционные программы MBA, авторы отмечают, что слушатели таких программ, как правило, уже обладают обширными практическими знаниями, приобретенными в ходе рабочего процесса. Это могут быть, например, стандарты ведения деятельности в конкретной отрасли или особенности функционирования конкретного предприятия. В рамках программы MBA слушатели получают теоретические сведения по различным дисциплинам. Возникающее в итоге сочетание теории и практики позволяет выпускникам эффективно управлять компаниями различного масштаба.
Однако этого, по утверждению авторов, недостаточно: любое знание должно быть преобразовано в действия. Чтобы менеджеры смогли перенести свои практические знания в другую сферу бизнеса, а также эффективно применить на практике полученные теоретические сведения, им необходимы специальные навыки, прежде всего внедренческие и аналитические.
Внедренческие навыки, как объясняют авторы, — это «навыки, позволяющие человеку ставить цели, убеждать других в их ценности, а также привлекать нужных людей для их достижения». Сюда относится прежде всего умение вести переговоры и оказывать влияние на других людей. Совершенно очевидно, что приобретение таких навыков не должно зависеть от воли случая. Авторы полагают, что внедренческие навыки можно развивать в процессе работы, обучения в бизнес-школах или на специальных тренингах, которые организуются работодателем.
Аналитические навыки — четвертый элемент подхода Chicago Booth, включающий в себя умение выстраивать причинно-следственные связи, необходимые для осмысления своего жизненного опыта. Авторы утверждают, что, вопреки распространенному мнению, аналитические навыки тесно связаны с интуицией. При этом интуиция не является врожденным качеством — она развивается с течением времени, в том числе благодаря приобретенным знаниям и опыту. Степень развития интуиции зависит от того, насколько хорошо человек умеет получать информацию и интерпретировать факты.
В качестве примера авторы обращаются к биографиям двух ученых: Герберта Спенсера (одного из родоначальников теории эволюции) и Чарльза Дарвина. Дарвин обладал аналитическими навыками и сумел применить их, изучая те факты, которые, казалось, противоречили его теории, а вот Спенсеру не удалось использовать накопленный опыт столь же успешно. Не имея соответствующих аналитических и интуитивных навыков, он оказался неспособен оценить всю полноту картины и ограничился сбором лишь тех данных, которые подтверждали его теорию. «Теория Дарвина дожила до наших дней, а помнит ли кто-то работы Спенсера?» — спрашивают авторы.
В статье утверждается, что бизнес-школы должны не только дать слушателям теоретические знания и внедренческие навыки, но и развить их аналитические способности. Этого можно достичь, предоставляя обучающимся возможность делать самостоятельную аналитическую работу непосредственно в ходе учебного процесса.
Все четыре элемента обучения тесно взаимосвязаны. Без необходимого набора теоретических и практических знаний сложно развивать навыки внедрения, а уж тем более аналитические навыки. В свою очередь, чем лучше развиты аналитические навыки, тем проще менеджеру усвоить и применить необходимые ему теоретические и практические знания.
Важный вывод, к которому приходят авторы статьи, состоит в следующем: чтобы процесс обучения по программе MBA был максимально эффективным, ответственность за него должны в равной степени нести три стороны — бизнес-школа, компания-работодатель и сам обучающийся менеджер. Бизнес-школа доносит теоретические знания, работодатель — практические, а учащийся активно приобретает внедренческие и аналитические навыки. Эти навыки нельзя получить, сидя за партой, — они требуют активного вовлечения в реальные бизнес-процессы.
Описанное распределение ответственности вовсе не означает, что бизнес-школа может ограничиться передачей свода теоретических знаний и устраниться от работы с тремя остальными элементами. Напротив: задача бизнес-школы — обеспечивать развитие менеджера «вширь», создавать среду, стимулирующую освоение аналитических и внедренческих навыков. Для этого используется «лабораторный» подход: слушатели делятся на команды и под руководством преподавателей Chicago Booth выполняют практические задания для конкретных компаний. Это позволяет им получить опыт создания новых продуктов и развития лидерских качеств.
Таким образом, идея комбинирования теоретических и практических знаний, а также разных видов навыков находит свое практическое воплощение в модульной образовательной программе, построенной по принципу «сэндвича»: аудиторные курсы перемежаются «лабораторными практикумами», периодами применения новых навыков на своем рабочем месте и временем на самообразование.
Один из наиболее интригующих выводов авторов статьи заключается в том, что в процессе обучения топ-менеджеров часто приходится помогать им забыть то, что они знали раньше. Технологии и мир в целом меняются настолько молниеносно, что единожды усвоенные практические знания быстро перестают быть надежной опорой. Поэтому авторы предлагают фокусировать обучающие программы для топ-менеджеров на развитии аналитических навыков и анализе жизненного опыта участников, чтобы помочь им ответить на вопрос: «Что именно я знаю и как могу адаптировать эти знания к новой реальности?»
Обзорная статья 13.02.2024