Обзорная статья Сентябрь 2018
Какой HR-партнер нужен бизнесу?
Журнал «HR-партнер» от 02.09.2018
Концепция HR бизнес-партнера (HR BP), сформулированная ещё в 1996 году Дейвом Ульрихом, не потеряла своей актуальности и сегодня. Она остается целевой моделью взаимодействия бизнеса и HR-функции, поскольку лучшим образом описывает непрерывные изменения в сфере управления персоналом. Сегодня можно говорить по крайней мере о четырех предпосылках, благодаря которым происходит трансформация HR.
- HR-зрелость. Сама система управления персоналом прошла большой путь развития: от полного принятия и оформления решений менеджеров до проактивного подхода, когда HR выступает коучем и консультантом для менеджеров, помогает принимать решения и вместе с ними отвечает за результат.
- Отсутствие эталонов. В HR-сфере не было и нет универсальной для всех компаний эталонной HR-модели. В новой для себя компании HR выясняет, какие подходы и инструменты дают результат, начинает анализировать, выстраивать или корректировать процессы. HR-менеджер должен обладать широким набором инструментов для построения и развития HR-системы, с учетом ее особенностей и потребностей компании. Именно поэтому, кстати, широкую популярность в HR-среде приобрели различные форматы обмена опытом: конференции, вебинары, кейс-клубы и др.
- Диджитализация HR. Цифровые технологии меняют подходы к работе, дают новые инструменты и предполагают необходимость приобретения новых digital-навыков. Так, например, постановка задач и обратная связь от руководителя сотруднику один раз в полгода уже не работает, появились удобные платформы (например, Real Time Feedback), которые подразумевают возможность получать обратную связь от руководителя, коллег, подчиненных в онлайн режиме и корректировать свое поведение и траектории развития.
- Профессионализм заказчика. Сами руководители компаний стали более квалифицированными заказчиками в области HR. Они обучаются в бизнес-школах по программам MBA, самообразовываются через чтение бизнес-литературы и широкодоступные курсы, приобретают опыт в управлении людьми разных поколений. Возрастает число руководителей, которые научились работать с моделями компетенций, детально разбираются в вариантах системы мотивации, форматах обучения, оценке персонала.
В таких условиях у HR-функции не остается шансов продолжить работу с имеющимся знаниями, навыками и технологиями, как и с комфортом осесть в какой-то одной HR-роли.
- Функциональный эксперт — это преобладающая роль. Она связана с понятными HR-процессами и метриками, многие компании прошли этапы поиска рабочих инструментов, технологий и смогли выбрать то, что действительно соответствует бизнес-задачам и привносит ценность.
- Агент изменений. Роль находится на пересечении базового уровня и опыта. Мы связываем это с тем, что HR-функции приходится искать новые возможности, экспериментировать и пробовать новые подходы, в том числе на отдельных подразделениях компании, но далеко не всегда получается правильно выстроить коммуникацию, вовлечь персонал. До сих пор встречается идея, что для внедрения изменений достаточно подписать приказ.
- Консультант персонала. Роль схожа по уровню развитию с агентом изменений, что означает наличие лишь отдельных элементов, а не целостно выстроенной системы организационного развития. Мы видим, что культура внутреннего консультирования уже плотно вошла во многие компании, при этом ответственность за принятые решения остается на менеджерах.
- Стратегический партнер. Роль не превышает уровня базовый. В отдельных компаниях она развита на более высоком уровне и дает определенные бизнес-результаты, но это скорее редкость. Данная роль наиболее сложная и зависит как от самой HR-функции — способностей и мотивации (связка «может/хочет»), так и от бизнеса компании — доверие к HR, уровню развития менеджмента и готовности уделять внимание сотрудникам компании.
Результаты «Оценки компетенций HR-руководителей методом Ассессмент-центр»[2] позволили выявить сильные и слабые стороны российских эйчаров, что сопоставимо с выводами предыдущего исследования. По итогам анализа мы получили две основные группы HR-компетенций.
Первая группа объединила личностно-деловые компетенции (они, кстати, в наибольшей степени свойственны ролям «функциональный эксперт» и «консультант персонала», которым в первом исследовании отдавали предпочтение большинство опрошенных). Результаты в зеленом коридоре (экспертный уровень) свидетельствуют, что сегодня российские HRBP:
- могут целенаправленно двигаться к цели, способны найти оптимальный способ достижения результата, готовы выходить за рамки своих привычных обязанностей;
- помогают бизнесу в развитии талантов, понимают основные методы развития людей и команд (отдельно и в комплексе);
- развиваются не только в своем направлении, но и проявляют преактивную позицию в освоении новых знаний и навыков;
- ориентируются на цели компании, готовы поступиться своими показателями ради достижения общей цели.
- сосредоточены преимущественно на реализация операционных проектов (понятные, с четкой целью, сроком реализации до 1 года)
- сфокусированы на задачах, связанных с узконаправленными проблемами в сфере персонала, нет понимания бизнеса в целом;
- уделяют недостаточно внимания оценке рисков принимаемых решений;
- не обладают стройностью и выверенностью своих позиций и доводов.
Исходя из полученных результатов, можем заключить, что HRбизнес-партнерство пока не свойственно для большинства российских компаний.
Конечно, номинально должность HRBP может существовать в компании, но это не гарантирует реального отношения бизнеса к HR как полноправному партнеру. На наш взгляд, это связано с развилкой «может» / «хочет». С «хочет» все неплохо: желание HR быть партнером удовлетворено и должности созданы, а вот «может» пока недостаточно подкреплены реальной способностью осуществлять весь спектр требуемых от данной позиции задач. Результаты исследования подтверждают — характерные для западающих ролей компетенции находятся в области развития.
Отдельно обратим внимание на компании, которые получили высокие экспертные оценки по всем HR-ролям [3]. Эти организации целенаправленно работают над становлением внутреннего института бизнес-партнерства. Красивым решением достижения сбалансированного уровня HR-ролей является горизонтальная карьера. Целенаправленные перемещения HRBP между бизнес-подразделениями или переход в HR из другой сферы (финансы, коммерция, производство) — эти решения позволяют развить «западающие» управленческие компетенции [4].
Как оценить уровень HRBP
Если модель партнерства задает вектор развития HR, то компетенции — это система координат. Чтобы идти по маршруту, нужен навигатор, который определит наше текущее положение, покажет оставшийся путь до пункта назначения и спрогнозирует время прибытия. В системе развития таким навигатором выступает оценка — с одной стороны, она позволяет отличить сильных HR от слабых, с другой стороны, спрогнозировать успешность HR в будущем. По нашему опыту, нет одного универсального инструмента, для разных ролей актуальны разные методы. Соответственно, оценка должна быть в комплексе.
Профессиональные знания и умения HR оптимально оценивать тестами знаний, профессиональными кейсами и интервью.
Для оценки консультативных навыков рекомендуем вовлекать заинтересованную сторону (внутреннего заказчика) путем опроса «360 градусов» и обратной связи.
Более глубокую и комплексную оценку дает центр оценки, метод позволяет оценить навыки взаимодействия и управленческие компетенции, характерные для разных HR-ролей.
Как обучать HRBP
Результаты оценки покажут сильные стороны HR-функции и зоны развития, продемонстрируют разрывы между целевым уровнем развития компетенций и фактическим. Как и в случае с оценкой, для развития компетенций имеет смысл руководствоваться комплексным подходом, который собирается из нескольких различных методов обучения.
БHR-знания приобретаются через чтение профессиональной литературы, обучение на курсах и тренингах в профильных учебных заведениях, открытых образовательных платформах. Предлагаем список литературы, который может быть полезен для погружения в роли HRBP.
Навыки лучше усваиваются через реализацию проектов и получение опыта в решении схожих HR-задач. Например, модульная программа «HR Академия» позволяет сформировать системное представление об управлении персоналом, способствует развитию бизнес-ориентированного мышления и навыков партнерского подхода к взаимодействию с бизнес-заказчиками. Данные цели достигаются за счет комплексного подхода к обучению: участники приобретают знания от профильных экспертов и чтения рекомендованной литературы, навыки и опыт — через выполнение и защиту HR-проектов.
По нашему мнению, важной составляющей для HRBP является уровень управленческого масштаба, в котором «зашиты» картина мира, видение причинно-следственных связей и горизонт планирования.
Развивать управленческий масштаб [5] можно в зависимости от стартового уровня HRBP. Так, при страте 1-2 уровня начинать развивать управленческий масштаб можно через практики регулярного менеджмента (например, управление совещаниями, делегирование, обратная связь). На уровне 3 управленческий масштаб развивается через управление проектами и процессами, освоение смежных функций (например, финансы и производство), фасилитация и наставничество. На уровне 4-5 — через управление организационными изменениями и корпоративное управление. [6]
Выводы
Концепция HR как бизнес-партнера актуальна, она предполагает не только получение новых полномочий, ресурсов, но и требует более высокого уровня развития компетенций и ответственности. Понять уровень HR-функции компании можно через оценку, она же поможет сформировать планы развития. С нашей точки зрения, хороший HR — залог успешного бизнеса. Ведь бизнес делают люди!
Читать полный выпуск журнала «HR-партнер»
[1] Исследование проводилось «ЭКОПСИ Консалтинг» путем опроса HR-экспертов, занимающихся обучением, оценкой, консультированием HR разных компаний. За основу взята усовершенствованная модель Ульриха, список компании ограничен Топ-100.
[2] Внутреннее исследование результатов центров оценки, проведенных «ЭКОПСИ» за последние 5 лет. Выборка сделана по HR-руководителям компаний топ-100.
[3] Например, Газпром нефть, Уралхим, Европлан, Северсталь и др.
[4] Это отмечает и Рэм Чаран в своей статье журналу Harvard Business Review «It’s Time to Split HR»
[5] По методологии RequisiteOrganisation (ElliottJaques) страта — горизонт мышления
[6] Более подробно в статье П. Безручко «Путь развития и роста» в журнале «HR-партнер. ВремяВызовыРешения» № 1, декабрь 2017 г.
Авторы
Обзорная статья 13.02.2024