Обзорная статья Декабрь 2017
Как трудятся и зарабатывают в крупнейших российских компаниях
Финкельштейн Григорий
Старший партнёр, Руководитель направления «HR-Консалтинг»Ведомости от 05.12.2017
В 2018 г. по планам правительства производительность труда в России должна превысить уровень 2011 г. в 1,5 раза. Но реальная динамика пока не соответствует ожиданиям. По данным ОЭСР, выработка на одного сотрудника в России в 2016 г. оказалась самой низкой за последние 10 лет.
«Ведомости» изучили, как менялась выручка на одного сотрудника в течение пяти лет в крупнейших российских компаниях и как эта выработка и общая численность сотрудников компаний повлияли на расходы компаний на персонал. По методике вычислений «Ведомости» консультировал партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Григорий Финкельштейн.
«Ведомости» проанализировали 55 крупнейших по выручке российских компаний, которые в своих отчетах по МСФО предоставляют полные данные о средней численности сотрудников и расходах на персонал.
Участники были распределены по девяти отраслевым группам. Методика включала расчет модели роста зарплат и выручки в зависимости от динамики производительности труда и численности сотрудников. Выяснилось, что у изученных компаний в 2012–2016 гг. основной вклад в рост выручки (59%) давал рост численности персонала, а на рост производительности труда и прочие факторы приходилось лишь 35% (еще 6% приходится на инфляционный рост). То есть крупнейшие компании росли не интенсивным, а экстенсивным путем — не столько за счет увеличившейся выработки, сколько за счет увеличения численности персонала. А расходы на персонал у 55 крупнейших компаний в 2012–2016 гг. тоже росли главным образом под влиянием роста численности персонала — влияние производительности труда на зарплаты было втрое слабее.
КАК ОЦЕНИВАЛАСЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
В преддверии исследования кадровое агентство «Контакт» по заказу «Ведомостей» опросило 156 менеджеров по персоналу, какими показателями измеряется производительность труда в компаниях. Оказалось, что 22% компаний вообще не измеряют производительность и не знают, растет она или падает на их предприятиях. Остальные чаще всего используют такие метрики, как производство в денежном выражении на одного списочного сотрудника (37%) и производство в натуральном выражении на человека (31%). Натуральные показатели наиболее адекватны, но единой метрики для разных отраслей не существует, возможно сравнивать только денежные показатели, говорит директор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» Виктория Петрова.
Сравнение денежных показателей выявило почти 100-кратный разрыв между лидером и аутсайдером: в «Лукойле» выработка на сотрудника составила 49,5 млн руб. в год, а у «Почты России» на одного работника приходятся всего 0,5 млн руб. И наоборот, у «Почты России» оказалась наиболее высокая зарплатоемкость выручки (расходы на персонал составляют 60% выручки), у «Лукойла» — наименьшая, 3,5% выручки.
По словам Финкельштейна, высокая доля расходов на персонал — вовсе не свидетельство высокой производительности труда, а доказательство неэффективности бизнес-процессов. Неслучайно в списке лучших работодателей, составляемом порталом Headhunter, первые места занимают компании с низкой зарплатоемкостью: процессы у них организованы лучше, говорит он. Производительность труда зависит от уровня технологий, т. е. от размера инвестиционных программ, качества рабочей силы, качества менеджмента и организации операционных процессов, указывает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.
Производительность труда должна расти не менее чем на 5% в год, считает Петрова из «ЛюдиPeople». В исследовании «Ведомостей» 25 из 55 компаний показали среднегодовой рост выработки более 10% — вся металлургическая и химическая группа, три из четырех машиностроительных холдингов («Атомэнергопром», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и «Ростех»), три из пяти предприятий инфраструктурной и транспортной отрасли (НМТП, РЖД и «Аэрофлот»), а также обе представленные в рейтинге IT-компании: «Яндекс» и Mail.ru Group. Лидером роста стал производитель удобрений «Фосагро» (+27% в год).
В число самых медлительных, в частности, вошло шесть из девяти нефтегазовых компаний, а также тройка операторов мобильной связи. У четырех компаний из 55 выработка на одного сотрудника в денежном выражении снижалась: у «Русснефти» (-8% в год), «Роснефти» (-2%), «Башнефти» (-6%) и МТС (-0,3%).
НЕФТЬ
На удельную выручку нефтяных компаний сильно влияет бизнес-модель: доля экспорта и внутреннего рынка, доля розничного бизнеса, соотношение добычи и переработки, наличие зарубежных активов, а также применение аутсорсинга, объясняет аналитик БКС Кирилл Таченников. Между лидером («Лукойлом») и аутсайдером («Татнефтью») — шестикратная разница в выручке на сотрудника. У «Лукойла» преобладает экспорт, значительная часть бизнеса находится за границей, к тому же компания отдает существенную часть работ на аутсорсинг. У «Татнефти», напротив, основные продажи нефти происходят на внутреннем рынке, причем по невысоким ценам, доля переработки невелика, зарубежных активов нет, а радикально сократить численность персонала компания не может, так как является крупным работодателем в Татарстане и имеет большую социальную значимость, поясняет Таченников.
Три компании из девяти («Русснефть», «Роснефть» и «Башнефть») показали отрицательную динамику выработки. Представители «Русснефти» объяснили падение выработки в 2014–2015 гг. резким обвалом цен на нефть. В «Роснефти» указали на то, что с 2013 по 2016 г. численность персонала в основном прирастала за счет приобретения новых активов, существенную долю в которых составлял нефтесервисный блок. Это позволяет сократить расходы на нефтепромысловые услуги, но эти услуги потребляются преимущественно внутри компании и не отражаются в консолидированной выручке. Если вычесть из общего числа сотрудников численность занятых внутренним сервисом, выработка на сотрудника у «Роснефти» будет существенно больше, чем у компаний-конкурентов, уверяют в «Роснефти».
МЕТАЛЛУРГИЯ И МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ
В группе металлургических и горнодобывающих компаний наибольшую выработку показал крупнейший в России производитель серебра Polymetal (9,8 млн руб. на сотрудника), на 2-м месте — НЛМК, худшие результаты — у «Евраза» и «Металлоинвеста». У группы НЛМК значительна доля продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре сбыта, говорит старший аналитик Альфа-банка Борис Красноженов. В отличие от «Евраза», отмечает аналитик, у компании нет дочерних производителей коксующегося угля, цены на который падали с $300 до $80 за 1 т. Вклад в выручку НЛМК дает дочерняя компания Duferco, в которой относительно немного сотрудников.
Наибольший среднегодовой рост выработки в денежном выражении показала компания «Русал» (+19% в год). Красноженов обращает внимание на динамику цен на алюминий: в конце 2014 г. они достигали пиковых значений в $2500 за 1 т, опустившись до $1700 в конце 2015 г., а сейчас они на уровне $2100–2200 за 1 т.
Как рассказали представители «Русала», ключевыми факторами, повлиявшими на производительность труда за последние годы, стали увеличение доли продаж продукции с высокой добавленной стоимостью (сплавов, фольги, алюминиевого листа, катанки и слитков), а также повышение эффективности производства — оптимизация цепочек снабжения, транспортировки и логистики.
У производителей минеральных удобрений на экспорт идет 77% продукции, а в 2015 г., например, экспортные цены на минеральные удобрения выросли на 55,7%, говорится в обзоре рынка минеральных удобрений НИУ ВШЭ. Наименьшую выработку продемонстрировал «Уралкалий» — из-за аварии на руднике «Соликамск-2», произошедшей в конце 2014 г., наибольшую — «Еврохим» и «Фосагро». «Фосагро» объясняет опережающий рост оптимизацией бизнес-процессов, объединением основных производственных активов в одно юрлицо, переездом управляющей компании из Москвы в Череповец, созданием единого центра обслуживания по процессам (кадры, финансы, бухгалтерия, налоги), централизацией службы снабжения и т. д. Физические объемы производства выросли за счет модернизации оборудования и сокращения простоев. Была проведена и оптимизация организационной структуры за счет вывода сотрудников, выполняющих вспомогательные функции, на аутсорсинг.
БАНКИ
В банковской группе свой показатель производительности труда — операционный доход до формирования резервов на обесценивание кредитных портфелей, ценных бумаг и т. п. Лучшим стал Газпромбанк. В банках с преобладанием корпоративной клиентуры производительность труда выше, потому что филиальная сеть у них не такая большая, как у розничных банков, а средний размер кредитного или депозитного договора выше, объясняет аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Быстрее всего операционный доход на сотрудника рос у «ФК Открытие» — в основном за счет слияний и поглощений. Представители «ФК Открытие» напоминают, что группа сформировалась в результате объединения более 10 различных кредитных институтов. В 2013 г. в группу вошли Номос-банк, Ханты-Мансийский банк и банк «Петрокоммерц», а в 2016 г. произошла интеграция сформированных на их базе банков «ФК Открытие» и «ХМБ Открытие», и целью интеграции было повысить эффективность бизнеса. Правда, ничем хорошим это не закончилось: сейчас банк находится на санации ЦБ.
СВЯЗЬ И IT
В группе телекоммуникационных и IT-компаний по производительности труда лидировали Mail.ru Group и «Яндекс». Представители Mail.ru Group отказались от комментариев, а в «Яндексе» сообщили, что никогда не измеряли производительность труда в денежном выражении на сотрудника в год.
3-е место по годовой выручке на сотрудника занял «Вымпелком». По мнению Сергея Либина, аналитика Райффайзенбанка, наибольшая выработка «Вымпелкома» по сравнению с другими телекоммуникационными компаниями объясняется сокращением и аутсорсингом персонала. А самая низкая выработка «Ростелекома» — следствие избыточной численности сотрудников. Но при этом благодаря сокращению персонала (на 30 000 работников с 2012 г.) и росту доли цифровых услуг в структуре продаж компания показала наилучшую динамику выработки среди операторов связи (+5%), считает Либин.
Из большой тройки сотовых операторов отстающей оказалась компания МТС. Аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович указывает, что у МТС самая большая собственная розничная сеть, нуждающаяся в большом количестве сотрудников. Снижение удельной выработки у МТС на 0,3% в год Венгранович объясняет именно опережающим ростом численности сотрудников. Он напоминает, что в 2015 г. МТС лишилась доступа в сети салонов связи «Связной» и «Евросеть» и стала развивать собственную розницу, наняла много сотрудников в штат. В МТС комментировать эти данные отказались.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
Четыре машиностроительных холдинга бодро наращивали выработку в 2012–2016 гг. Представители «Ростеха» сообщили, что выработка выросла благодаря оптимизации численности персонала, которая с 2012 г. сократилась с 473 000 до 452 000 человек в 2016 г. Другие причины — введение новых производственных мощностей, большая инвестиционная программа (575,5 млрд руб. за пять лет), а также удорожание экспортных контрактов, номинированных в валюте. Представители Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили, что у нее за пять лет выросла доля доходных экспортных контрактов для военно-воздушных сил зарубежных стран в выручке, кроме того, группа поставляла лайнеры SSJ100. В 2016 г. выручка от экспортных контрактов удвоилась до 200 млрд руб. (это почти половина выручки холдинга).
Также ОАК запустила несколько современных производственных площадок для нового лайнера МС-21. Например, на новом заводе по выпуску композитного крыла «Аэрокомпозит» в Ульяновске широко применяются промышленные роботы, поэтому рабочих и инженеров требуется в 1,5 раза меньше, чем на прежнем производстве.
КАК ВЫРАБОТКА ДОЛЖНА ВЛИЯТЬ НА ЗАРПЛАТЫ
По данным опроса менеджеров по персоналу, компании наращивают производительность двумя основными способами: оптимизируя бизнес-процессы и сокращая персонал. Яркий пример — РЖД, которая рассталась за пять лет почти со 170 000 сотрудников. В результате рост выработки на сотрудника составил 16% в год. Представители РЖД говорят, что компания оптимизировала производственные процессы и улучшила организацию труда, а также усовершенствовала организационную структуру.
Как показало исследование, только у 24 из 55 компаний совокупные затраты на персонал росли медленнее выработки. У остальных рост зарплат опережал выработку. Больше всего зарплатные фонды выросли у «Яндекса» (31% в год), ОСК (26%), «Ленты» (24%), «Магнита» (21%), «Роснефти» (18%) и «ФК Открытие» (18%). «ФК Открытие» объясняет опережающий рост расходов на персонал реорганизацией банковской группы и значительными выплатами увольняемым сотрудникам.
Самой экономной оказалась ФСК ЕЭС, зарплатный фонд которой при увеличении выработки на 16% в год практически не вырос. Представители компании пояснили, что с 2012 г. штатная численность снизилась на 13%, а административно-управленческого персонала, у которого выше заработки, — более чем на 40%.
Как должны были расти расходы на персонал исходя из поведения всех 55 компаний? «Ведомости» построили модель роста расходов на персонал в зависимости от динамики численности персонала и производительности труда.
Оказалось, что фактический рост зарплат в «Ленте» почти совпал с расчетным: 24% в год против 23%. У «Магнита» и «Роснефти» фактический рост расходов на персонал оказался выше модельного на 3 п. п., у «ФК Открытие» — на 7 п. п. У ОСК с 2014 по 2016 г. численность персонала не менялась, среднегодовой прирост выработки составил 12%, а расходы на персонал росли на 26% в год. Представители корпорации объясняют это тем, что отраслевые соглашения и коллективные договоры заставляют компанию ежегодно индексировать зарплаты из-за роста потребительских цен.
В «Фосагро» темпы роста расходов на персонал (+2% в год) оказались ниже расчетной модели на 8 п. п. Представители компании рассказали, что это следствие объединения ряда административных должностей и устранения дублирования.
Главное — чтобы темпы роста зарплат не превышали темпов роста производительности труда, объясняет Петрова. По ее оценкам, при росте производительности труда на 1% рост зарплат не должен превышать 0,7%.
Обзорная статья 13.02.2024