Интервью Июль 2023
HR BP в HR-холдинге. Выработка единой HR-стратегии и поиск новых талантов в стремительно растущей компании
Хиневич Алла
Маркетолог
В июне 2023 г. завершился первый поток программы HR бизнес-партнер от ЭКОПСИ Консалтинг.
Мы поговорили с участницей программы Марией Азихановой, HR BP в компании Ventra, о ее опыте обучения, сложностях в профессиональной деятельности, о том, как HR стать партнером для бизнеса и какие компетенции необходимо развивать в себе.
«После обучения у меня в голове выстроилась общая картинка, кто такой HR BP, как он может быть полезен бизнесу, как управлять коммуникациями, кто такие таланты. Я взяла для себя много важных вещей, буду ими постепенно пользоваться и нарабатывать, внедрять в нашу компанию».
— Мария, чем вы занимаетесь в данный момент? В какой сфере работаете?
— Я HR бизнес-партнер и работаю в HR-холдинге. Наша компания занимается тремя направлениями: аутсорсинг бизнес-процессов, подбор персонала на разные позиции и HR-разработка в IT-сфере. В мои обязанности входит адаптация новых сотрудников, ротация персонала и развитие талантов в компании.
— С какими профессиональными вызовами вы сталкиваетесь?
— В целом, я решаю типичные для HR задачи. Наша компания очень амбициозная и стремительно растущая, поэтому для нас жизненно важно постоянно находить и развивать новые таланты, чтобы продолжать двигаться вперёд. На языке HR — для нас большое значение имеет привлечение и удержание персонала.
— Как вы считаете, задачи, которые решает HR, сильно отличаются в вашей сфере и в других отраслях?
— Я бы не сказала, что они сильно отличаются. Конечно, в каждой организации есть свои особенности, но в целом задачи, которые решает HR, схожи во всех компаниях.
— Расскажите, как специфика компании отражается на HR-процессах. Возможно, отличается алгоритм подбора персонала или процесс обучения?
— HR-задачи во всех компаниях, повторюсь, схожи, однако способы их реализации действительно могут существенно различаться. Например, в нашей компании довольно сложная структура, поэтому непростая задача — унифицировать процесс подбора персонала для разных направлений. Мы как HR работаем с внутренними заказчиками и постепенно стандартизируем этот процесс.
Мы прошли также через слияние двух больших компаний, у каждой из которых была своя корпоративная культура и свои бизнес-процессы. Выработка единой HR-стратегии в большой сложно устроенной компании – это длинный и непростой путь, однако для нас это также амбициозная интересная задача.
Что касается обучения, то пока у нас есть только отдельные наработки. Нам ещё предстоит выстраивать единую систему корпоративного обучения.
— Какие знания и навыки необходимы HR-специалистам для работы в вашей сфере?
— Прежде всего, навыки работы с бизнесом. Наша компания существует уже достаточно долго. Раньше HR-отдел занимался преимущественно организацией корпоративных мероприятий. Сейчас же HR-специалисты являются партнерами, которые помогают достигать целей компании и ориентированы на бизнес-результат.
Затем я бы выделила переговорные навыки. HR-специалисты являются ведущими переговорщиками, по крайней мере, в нашей компании. Они должны отлично уметь договариваться с другими людьми.
Безусловно, важна ориентация на результат. Работать ради работы недостаточно, нужно ставить перед собой понятные цели и идти к ним.
Гибкость — ещё одно обязательное требование к HR. Наша компания быстро меняется: сегодня перед нами стоят определённые задачи, но уже завтра они могут измениться. Я думаю, так живёт большинство компаний. HR-специалист должен быстро реагировать на перемены и быть готовым осваивать новые практики.
— Почему вы решили пойти учиться?
— Я не так давно перешла на должность HR BP. До этого работала часто интуитивно, мои профессиональные навыки были на «кончиках пальцев», если так можно выразиться. То есть я периодически училась, узнавала что-то новое, но мне не хватало системных знаний. Я хочу предоставлять качественные HR-услуги своей компании, именно поэтому решила пройти это обучение.
— А из какой сферы вы пришли?
— В последнее время я работала в отделе кадров.
— Почему вы выбрали программу ЭКОПСИ? Что послужило основным критерием выбора?
— Я внимательно изучила содержание программы, все модули и темы и нашла их полезными для себя. Дополнительным аргументом послужила рекомендация моего коллеги, который сказал, что обучение у компании ЭКОПСИ всегда высокого уровня и ей можно доверять.
— Недавно завершился четвертый модуль программы, в настоящее время идет пятый. Поделитесь своими впечатлениями.
— Программа оказалась очень интенсивной и разнообразной. Объём информации действительно большой. Формат подачи неоднородный: одни спикеры больше взаимодействуют с аудиторией, другие – меньше; где-то было много практических примеров, где-то лично мне их не хватило.
В целом спикеры произвели впечатление компетентных специалистов. Особенно запомнились занятия с Павлом Безручко. Я бы очень хотела встретиться с ним дополнительно и обсудить некоторые профессиональные вопросы. Также мне понравился блок «Управление системой внутренних коммуникаций». Эта тема меня сильно интересует. Я сделала много заметок на будущее!
— Какие элементы программы вы планируете применить в своей работе? Или, возможно, вы уже что-то внедрили?
— Я намерена использовать все полученные знания. Но это будет постепенно. Ближайшие задачи — работа с внутренними коммуникациями, структурой и численностью коллектива. В процессе работы я планирую возвращаться к записям и пересматривать видео. Конечно, буду изучать также дополнительные материалы.
— Что вы думаете о формате онлайн-обучения?
— Мне было комфортно. Я могла учиться, не покидая офиса. Это очень удобно, так как у меня высокая рабочая нагрузка. Наверное, я бы не согласилась на другие форматы.
— Вы сказали, что программа получилась очень интенсивной. Хватало ли времени на выполнение домашних заданий?
— Времени не всегда хватало. Обучение было насыщенным: два раза в неделю по несколько часов. Я старалась выполнять все задания, потому что считаю, что без них нельзя — они помогают закрепить материал. Но успевала выполнять их далеко не всегда.
— Что изменится в вас и вашей работе после обучения?
— На самом деле, изменения уже происходят. У меня уже сложилась общая картина, кто такой HR BP и чем он может быть полезен бизнесу, а также я стала лучше понимать, как управлять коммуникациями и работать с талантами. Теперь есть ясное представление, как выстраивать HR-стратегию и внедрять изменения. Постепенно я буду внедрять эти знания в нашей компании.
На программе я познакомилась со многими экспертами и узнала множество интересных лайфхаков. Каждый блок обучения добавляет новый элемент в общую картину. В результате, меняется сам подход к работе HR, он становится более зрелым и правильным. Это означает, что работа будет лучше структурирована. Если раньше мы подходили к некоторым процессам интуитивно, то теперь точно знаем, как их надо выстраивать, чтобы результаты достигались быстрее.
— Здорово, что у вас уже произошли изменения! Задам не совсем стандартный вопрос. Какие три основные компетенции будут необходимы для HR BP через три года, на ваш взгляд?
— Я думаю, за три года компетенции HR-изменятся незначительно. Мне кажется, по-прежнему будут важны гибкость и адаптивность. Также, я уверена, продолжат играть ключевую роль коммуникативные навыки — умение договариваться и убеждать людей в правильности своего подхода. Наконец, третьим важным фактором будет нацеленность на результат. Потому что без внутреннего желания ни один хороший специалист не сможет добиться впечатляющих результатов.
— Какой совет вы бы дали тем, кто только планирует учиться на программе HR BP в ЭКОПСИ?
— Главный совет — идти учиться. Но предварительно стоит оценить, сколько часов в неделю вы готовы посвящать учёбе и потяните ли такую учебную нагрузку. Программа, как я говорила, интенсивная, так что для эффективного обучения требуется запас времени и сил.
Оставить заявку, комментарии или предложить сотрудничество: academy@ecopsy.ru
Обзорная статья 13.02.2024