Все услуги
aaa
Как составить профиль должности: примеры и алгоритм разработки

Обзорная статья Июнь 2023

Как составить профиль должности: примеры и алгоритм разработки

Профиль должности (или Job Description) — один из востребованных HR-инструментов, который позволяет описать и структурировать требования к должности. В том или ином виде этот инструмент использует множество компаний различных отраслей: начиная с производственной сферы и заканчивая IT.

Методологи, HR и бизнес-руководители создают системное описание требований к позициям всех уровней исполнения и управления, а также меняющимся и не зависящим от иерархии позициям — например, описывая требования к ролям в проектной деятельности. В своей практике мы часто сталкиваемся с запросом на разработку профиля должности. Однако прояснив запрос, видим, что его специфика не ограничивается различием в функциях или в организационной структуре. Каждый заказчик может преследовать совершенно разные цели, для которых этот инструмент создается.

И в этой статье мы хотим ответить на самые распространенные вопросы, связанные с профилем должности: что это, для чего он создается, как может выглядеть и как применяется на практике.

Что такое профиль должности?

Профиль должности — это документ, который описывает и структурирует требования к сотрудникам, объединяя в себе различные критерии. Ими могут быть:

  • формальные требования (образование, стаж, опыт работы);

  • критерии ценности должности (миссия, сложность решаемых задач, уровень ответственности, самостоятельность при принятии решений);

  • набор компетенций, требуемых для данной должности (корпоративных, профессиональных, управленческих).

В чем главная цель профиля должности?

Ранее мы говорили о том, что целей создания профиля должности может быть несколько, от чего будет зависеть, какой вид этого инструмента подойдет лучше всего. Но, глобально, цель профиля должности — упростить и систематизировать процессы подбора, оценки, обучения, мотивации и развития работников (в том числе, управление карьерой).

Сформированный профиль должности — это подспорье в решении бизнес-задач. Он способствует оптимизации организационной структуры, повышению прозрачности управления развитием работника и HR-процессов в целом, систематизации затрат на персонал (например, при внедрении грейдов в компании).

Из чего состоит профиль должности?

В стандартный набор информации, отражаемой в профиле, может входить:

  • описание должности в структуре иерархии должностей (руководитель, наличие и количество подчиненных);

  • бизнес-процесс (в котором задействована должность);

  • ключевые задачи должности (от трех до пяти основных или определяющих должность);

  • зоны ответственности и/или ключевые КПЭ;

  • формальные требования (образование, требуемый опыт работы, дополнительная квалификация и пр.).

Профиль должности — как HR-инструмент — описывает и структурирует требования к человеку на определенной позиции. Но наполнение профиля, конкретный набор требований, зависит от целей, для которых он разрабатывается. Мы выделяем профиль для целей грейдирования и профиль для целей развития.

Для грейдирования или для развития? Сходства и отличия профилей должности

Оба профиля будут объединять разделы, касающиеся общей информации о должности: название, принадлежность к конкретному подразделению, ключевые задачи и функционал должности и пр.

Профиль для целей развития (рис. 1) разрабатывается для оценки и развития персонала, построения карьерных маршрутов. В его основе будет лежать два блока: стандартный набор формальных требований к должности и профиль компетенций (корпоративных, профессиональных, управленческих).

Составляющими профиля компетенций будут:

  • блоки компетенций;

  • перечень компетенций внутри каждого блока;

  • шкала развития — целевой уровень владения компетенции для конкретной должности.

Слайд1.png
Профиль для целей грейдирования (рис. 2) разрабатывается, чтобы определить ценность должности для компании, систематизировать подходы к мотивации персонала. В основе данного профиля лежит набор критериев (единых для всей компании), с помощью которых можно провести оценку.

Критериями могут быть:

  • уровень квалификации;

  • уровень (сложность) решаемых задач;

  • количество административных подчиненных;

  • влияние на финансовый результат;

  • тип работы;

  • дефицитность должности и др.

При этом разработать критерии — недостаточно. Они должны быть соотнесены с уровнем развития, описывающим степень освоения критерия.

Слайд2.png

Как понять, какие критерии выбрать?

Мы рекомендуем сосредоточиться на ключевых критериях, которые позволят различить должности между собой. Количество критериев для включения в профиль будет зависеть от количества HR-процессов, в которых предполагается его использовать. Тем не менее, оптимально брать от трех до пяти, максимум — семь критериев, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи в рамках HR-процесса и является строго обязательным.

А что, если компания ставит перед собой несколько целей?

Если компания видит необходимость как во внедрении прозрачной (единой) политики мотивации, основанной на системе грейдов, так и в развитии персонала (понимании уровней профессионального развития работника и построении карьерных треков на их основе), может быть разработан единый профиль должности, решающий эти задачи комплексно.

Как составить профиль должности?

Придерживайтесь следующих стандартных шагов:

  1. Определите цели разработки профиля должности и контур его использования — HR-процессы, в которых он будет задействован.

  2. Разработайте критерии для описания профиля исходя из целей, а также видения бизнес-заказчика.

  3. Сформируйте шаблон профиля.

  4. Определите источники информации для формирования требований к должностям (должностные инструкции, заявки на подбор и (или) интервью с руководителями, ключевыми экспертами должности).

  5. Проведите сбор и анализ информации о требованиях к должности в том виде, как они фактически представлены в компании (as is).

  6. Сформируйте профиль с учетом полученных данных.

  7. Проведите финальное согласование с бизнес-заказчиком, а также с руководителями данной должности. При необходимости дополните текущий профиль целевыми характеристиками (to be).

В каких процессах применяется профиль должности?

Профиль должности — универсальный инструмент. Его можно использовать в процессе подбора персонала, в качестве основы для разработки инструментов оценки или для планирования развития работников организации. Формирование профиля должности может оказаться трудозатратным процессом — особенно если на момент его создания нет четко прописанных требований к функционалу и ключевым задачам должности, а также областям экспертизы и основным компетенциям.

Тем не менее, профилирование в совокупности с другими инструментами позволяет решить важные бизнес-задачи: оптимизировать организационную структуру, помочь в систематизации затрат на персонал, задать единые правила во взаимодействии «компания-сотрудник», показать текущую ситуацию по персоналу и стать основой для внедрения изменений.


Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть