Все услуги
aaa
Доказательство от корпоративного

Обзорная статья Март 2014

Доказательство от корпоративного

Коммерсантъ Деньги

В компании InfoWatch работает полторы сотни человек. Большая часть сотрудников — технические специалисты, занимающиеся информационной безопасностью. Таких масштабов компания достигла недавно: выделившись в 2003 году из «Лаборатории Касперского», InfoWatch начинала работу с 15 сотрудниками. В опубликованном недавно рейтинге лучших работодателей HeadHunter компания InfoWatch возглавляет первую десятку по мнению самих сотрудников. «Чувствую себя востребованным», «работа увлекает», «знаю о возможностях карьерного роста», «регулярно получаю премии», «три раза в день кормят», «могу побегать на беговой дорожке в середине дня» — такие отзывы составители рейтинга читали в анкетах сотрудников InfoWatch. Такое единодушие основательница и генеральный директор компании Наталья Касперская объясняет сдержанно: «Просто даем людям интересную работу и стараемся быть с ними максимально честными: выполняем все, что обещаем». Материальный аспект лояльности Касперская не переоценивает: «Конечно, мы повышаем зарплаты, платим бонусы и премии. Но стимулировать только деньгами сотрудников и так высокооплачиваемой IT-сферы уже давно не получается. Они зарабатывают от 80 тыс. до 200 тыс. руб. и на лишние 10 тыс. руб. смотрят сквозь пальцы. А вот уважение коллег, признание международных специалистов, сложные задачи — это ценится намного выше».

Впрочем, в консолидированном рейтинге HeadHunter компания InfoWatch не входит даже в первую двадцатку. Дело в том, что консолидированный рейтинг составлялся на основе как оценок сотрудников, так и мнений соискателей на сайте компании. Проанализировав этот рейтинг, можно лишний раз убедиться, насколько мечты далеки от реальности: мнения соискателей и сотрудников пересекаются очень редко. Самые желанные для безработных или желающих сменить работу соискателей — компании «Газпром», «Яндекс», ТНК, Coca-Cola, правительство Москвы. Изнутри же сотрудники оценивают работу в этих компаниях не так высоко. Оценки существенно более высокие своим работодателям дают сотрудники небольших и не очень известных фирм: контактного центра «Телеком-Экспресс», маркетинговой группы «Текарт», санкт-петербургской IT-компании «Скаут» и т. д. Ослепительные гиганты

"Представления о том, каково это — работать в крупных компаниях, безусловно, очень сильно различаются у соискателей и реальных сотрудников. То, что манило на эту должность, со временем меркнет, а недостатки работы в крупных структурах становятся слишком очевидными«,— говорит директор по развитию MFX Broker Наталья Фефилова. Желание соискателей работать в крупных фирмах она объясняет имиджем, создаваемым усилиями самих компаний, и представлением о том, что крупные компании больше платят. «Кроме того, на нашем рынке по-прежнему сильны представления о том, что упоминание крупной компании в трудовой книжке — необходимый трамплин для дальнейшей карьеры,— уточняет Фефилова.— Людей не смущает, что в такой системе они становятся винтиками, растворяются в ней и как личности, и как специалисты. Многие даже считают такое положение вещей преимуществом: ответственности меньше».

Стремление работать в крупных компаниях — общемировой тренд. Уверенность в завтрашнем дне, социальные пакеты, возможность карьерных маневров хоть по горизонтали, хоть по вертикали и многое другое толкает людей к этому выбору. «Эти компании на слуху, а это уже важная составляющая бренда работодателя,— рассуждает Нина Осовицкая, один из авторов рейтинга HeadHunter — консультант проекта «Рейтинг работодателей России» и "Премии HR-бренд".— Соискатели знают компанию, возможно, сами пользуются продукцией или услугами этой компании, любят то, что она делает, и верят, что если большие — значит надежные«.

Представления о лучших работодателях во многом, конечно, бывают и верны. Например, бессменный лидер всех существующих рейтингов «желанных» работодателей — компания Google — очень высоко ценится и среди ее сотрудников. Многое из того, что говорят об этой компании: свободный график, отсутствие дресс-кода, возможность учиться и пробовать себя в любом из мировых офисов компании, бесплатные закуски и напитки в офисе, столы для пинг-понга, душевые, массаж, выездная химчистка, существует в действительности, и сотрудники компании не могут не чувствовать, что вытащили в этой жизни счастливый билет.

«Конечно, все эти компании — Coca-Cola, Nestle, Microsoft — не зря тратят огромные деньги на инфраструктуру, на тщательное выстраивание своих HR-брендов,— уверена основательница рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская.— Но недостатки работы в крупных компаниях для многих соискателей на практике перекрывают достоинства». Наталья Фефилова в качестве ключевых недостатков называет низкую мотивацию сотрудников, бюрократизм и невозможность перемен.

Прическа и семейные ценности

26-летняя Юлия Ивлева три года проработала дизайнером в маленькой — 20 человек — компании и, как ей казалось, уперлась в карьерный потолок. В компании ей регулярно повышали зарплату, но она окончила уже восемь разных курсов повышения квалификации, и все вновь полученные навыки применить на этой работе казалось невозможным.

Разместив резюме, через неделю она получила четыре приглашения. «Один из потенциальных работодателей был крупнейшим мировым производителем бытовой техники,— рассказывает Юлия.— Мне обещали зарплату в полтора раза больше моей, но главное — возможность пробовать себя в решении совершенно разных задач». Съездив на собеседование, Юля в тот же день уволилась и сразу приступила к работе.

Разочарования начались в первый же день. «Меня предупреждали о дресс-коде, но оказалось, что этим дело не ограничивается. Меня проинструктировали по поводу прически: никаких косичек, кудрей, не дай бог — стрижка наголо, яркий лак для ногтей под запретом, яркая бижутерия — тоже. На столе — ничего, кроме мобильного телефона, по эстетическим стандартам подходил только айфон — у меня был простенький телефон, и мне его вынимать из сумки запретили». Еще сильнее угнетали порядки в офисе: автоматической дверью, за которой находились туалет, буфет, входная дверь, можно пользоваться четыре раза в день, иначе штраф. «Но самое главное,— рассказывает Юля,— за тот месяц, что я там провела, мне доверяли только работу стажера, совершенно не соответствующую моей квалификации». Возможно, Юле стоило подождать, и через год-другой ее мечты начали бы сбываться, но терпения на это у нее не хватило, она вернулась в знакомую ей семейную атмосферу маленькой компании и теперь ценит ее куда выше.

Дружелюбную, почти семейную атмосферу в своей компании отмечает и Илья Никулин, один из основателей маркетинговой группы «Текарт», также попавшей в топ-10 лучших работодателей с точки зрения сотрудников. «Компанию в 1999 году создавала группа довольно близких друзей, и в течение продолжительного времени мы стремились набирать сотрудников только из числа знакомых или по их рекомендациям — рассказывает Илья.— Полное доверие друг к другу позволило нам не только выжить, но и развиваться очень активно». Найти понимание у сотрудников, по словам Ильи, особенно важно было, когда компания начала работать с клиентами по новым схемам. «Мы заявили клиентам, что относимся к маркетинговым задачам, веб-разработкам и рекламным кампаниям как к долгосрочным проектам,— объясняет он.— Были готовы спорить, давать советы и настаивать только на профессиональных решениях, при этом вообще отказались от предоплаты, введя лишь небольшие месячные выплаты на протяжении установленного договором срока». Поначалу, вспоминает Илья, компании пришлось довольно туго, но в конце концов новый подход привлек клиентов. "По сути, мы ввели рассрочку оплаты, и клиенты могли, не рискуя деньгами, удостовериться, что получают качественный и ответственный сервис. Все это произошло благодаря команде, которая придерживается одних и тех же принципов, не боится рисковать«,— уверен Илья. Сейчас число сотрудников компании перевалило за 140 человек. «Конечно, теперь у нас есть специалист по набору персонала. Но отбор осуществляется по тем же критериям: готовность разделить ценности компании,— говорит он.— Это и влияет на отношение к нам наших сотрудников. Они знают, что занимаются только классными долгосрочными проектами, которые действительно помогают клиентам. Поэтому дружат с клиентами, засиживаются допоздна». По его словам, средний стаж у сотрудников в компании — около шести лет. Он не может вспомнить, чтобы хоть кого-то пришлось увольнять. «Случалось, что люди сами понимали, что не вписываются в нашу систему, и спокойно уходили,— рассказывает Илья.— Ну а всем, кто вписался, мы предлагаем бонусы, карьерный рост, оплачиваемые познавательные туры за границу, походы, спортивные праздники и многое другое».

Где размер не важен

Дмитрий Витчинка, член совета директоров компании «Телеком-Экспресс» — лидера на российском рынке аутсорсинговых контактных центров, убежден, что атмосфера в компании никак не зависит от ее величины. «Телеком-Экспресс» занимает пятое место в рейтинге удовлетворенности сотрудников, а это две тысячи операционистов, работающих в пяти регионах России. По словам Дмитрия, важную роль играют «приличные для регионов зарплаты» — от 14 тыс. до 40 тыс. руб., премии в размере трети оклада, возможность постоянно учиться и переходить на более высокие позиции, обширный соцпакет, а также просто комфортная среда — современные офисы со столовыми и комнатами отдыха, корпоративные праздники. «Три года назад нас было 800, шесть лет назад — 200, но все это не имеет значения,— считает Дмитрий.— Ценности компании создаются один раз и масштабируются так же, как и сам бизнес. Для сотрудников наш быстрый рост — только во благо, потому что у них всегда есть возможность развиваться». Высокая лояльность сотрудников «Телеком-Экспресса» подтверждается не только их оценками компании в анкетах HeadHunter, но и средним стажем работы в компании — более трех лет. "Скорее у сотрудников не хватит желания карьерного роста, чем у нас не хватит подходящей для этого должности«,— гордится Дмитрий.

По мнению Андрея Онучина, ведущего консультанта «ЭКОПСИ Консалтинг», размер компании действительно может не иметь значения, но только в тех случаях, когда речь идет об отраслях, переживающих рост. «Такие отрасли, как IT, телекоммуникации, в последние годы лидируют по росту зарплат. Работодатели в них также не скупятся на создание для своих технических специалистов свободной и инновационной атмосферы. Помимо этого в России традиционно хорошо чувствуют себя нефтяные и газовые компании».

Но, как показывают исследования, в отраслях, не переживающих подъема, приятнее работать в небольших или хотя бы в средних (до 300 человек) компаниях. Например, в прошлогоднем рейтинге HeadHunter в числе лидирующих работодателей по мнению сотрудников было тюменское агентство недвижимости «Этажи». В качестве стратегии руководители агентства выбрали активное развитие филиальной сети. В итоге офисы компании в прошлом году открылись в Москве и на Сахалине, число сотрудников выросло. В агентстве полагают, что с задачей экспорта корпоративной культуры в новые подразделения справляются весьма успешно, хотя сотрудники так, похоже, не считают. В рейтинге этого года в числе самых желанных со стороны сотрудников работодателей компании уже не было. «Сложно, конечно, обобщать ситуацию в разных компаниях, но обычно высокая вовлеченность сотрудников все-таки базируется на доверии к руководству и коллегам, на понимании целей бизнеса и своей роли в их достижении, на прозрачных и быстрых коммуникациях, доступности информации,— говорит Нина Осовицкая.— Поэтому зачастую в выигрыше оказываются небольшие компании с сильным и харизматичным лидером во главе».

Читать статью на сайте журнала «Коммерсантъ Деньги»

Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть