Все услуги
aaa
Денег нет, но люди нужны завтра, или Как изменились запросы бизнеса

Обзорная статья Ноябрь 2024

Денег нет, но люди нужны завтра, или Как изменились запросы бизнеса

Каждое 10-е HR-подразделение признаёт нехватку ресурсов на управление персоналом. При этом бизнесу нужно повышать эффективность. 

Почему сейчас? Ключевые предпосылки нехватки ресурсов в HR

По данным исследования ЭКОПСИ «HR-метр 2024», 76% компаний отмечают дефицит персонала (это в три раза больше, чем годом ранее). В кадровом голоде бизнес часто винит свои отделы по найму, в то время как основные предпосылки высокодефицитного рынка труда сложились исторически. Демографическая яма формировалась не один год (доля молодёжи в населении сокращается ещё с 2008 года), но её усугубили другие причины: релокация россиян за рубеж и уход на военную службу, отток мигрантов с одновременным наращиванием производственных мощностей, недостаточный уровень квалификации персонала и др. Учитывая прогнозы Росстата, кадровый голод будет ощущаться ещё сильнее: активное сокращение молодёжи (15-19 лет) и наиболее экономически активной когорты населения (30-39 лет) будет наблюдаться вплоть до 2040 г.

Дефицит персонала диктует необходимость изменений приоритетов в работе HR-подразделений, о чём говорят результаты исследования «HR-метр 2024»: важно, во-первых, удерживать всех, кто есть сейчас (отмечают 62% участников опроса по сравнению с 20% в прошлом году), во-вторых — придумывать что-то новое для привлечения кадров (указывают 38% компаний по сравнению с 5% годом ранее). В-третьих, важной становится перенастройка процессов профессионального обучения и переобучения персонала (об этом говорят порядка 30% компаний). Каждое из трёх направлений требует разработки и внедрения новых подходов, поскольку старые методы уже не работают так эффективно, как хотелось бы.

Компании начали активно экспериментировать с новыми каналами привлечения кандидатов, работать с непривычными для них возрастными аудиториями, расширять географию поиска, в том числе выходить за пределы России. В условиях дефицита персонала новые акценты появились и в сфере обучения: компании развивают программы быстрого обучения конкретным навыкам, переобучения, обучения смежным профессиям, что не только позволяет поддерживать необходимые компетенции, но и даёт больше возможностей для удержания персонала.

Из этого следует, что и HR-специалистам необходимо наращивать объёмы своей работы, привлекая, вовлекая и мотивируя больше людей, меняя устоявшиеся подходы, трансформируя HR-процессы, тестируя и внедряя новые методы и инструменты. Чтобы обеспечить все эти изменения, HR, безусловно, необходимы дополнительные ресурсы.


Численность, компетенции или бюджет: какие ресурсы на самом деле необходимы HR?

С одной стороны, не хватать может всего. С другой стороны, в компании могут быть неправильно расставлены акценты. Но ответ не всегда лежит на поверхности.

Для примера возьмём численность HR. По данным исследования «HR-метр», в среднем (медианное значение) на одного HR приходится 45 сотрудников компании. Предположим, в конкретной компании N на одного HR приходится ровно 45 сотрудников. Значит ли это, что нет нехватки HR-специалистов? А если все HR-процессы выполняются вручную без использования малейшей автоматизации? А если три четверти HR-специалистов занимаются кадровым администрированием, а оставшаяся четверть совмещает функции рекрутера, тренера, специалиста по организации корпоративных мероприятий и ещё немного HR бизнес-партнёра? А если при этом общий ФОТ HR в 2,5 раза ниже бенчмарка?

В таком случае при соответствии общей численности HR существующим бенчмаркам, структура и функции HR-подразделения, степень зрелости HR-процессов, а также знания, умения и навыки HR-специалистов не отвечают текущим запросам бизнеса и реалиям рынка труда. И для решения этой проблемы необходимо привлечь новых людей и дополнительные инвестиции в их развитие и в автоматизацию процессов.

В условиях трансформации HR-процессов, о тенденции к которой мы говорили выше, HR-ам особенно необходимы новые компетенции. Иногда, усилив HR-команду с точки зрения актуальных для компании HR-компетенций, удаётся улучшить процессы без увеличения численности. Однако важно понимать, что и это решение может потребовать дополнительных ресурсов — на обучение текущих сотрудников или на привлечение готовых специалистов извне.

Если говорить о бюджетах, с одной стороны, амбициозные цели, тестирование и внедрение новых инструментов, развитие новых компетенций в HR-команде чаще всего подразумевают дополнительные затраты. С другой стороны, даже если в бюджете заложено достаточно средств на совершенствование HR-процессов и общий бюджет на персонал соответствует рыночным и отраслевым бенчмаркам, нехватка финансирования может ощущаться по отдельным статьям. Это может быть связано как со спецификой отдельно взятой компании, так и с неравномерностью распределения бюджета на персонал в целом. Так, например, в качестве ключевой проблемы в этом году компании отмечают дефицит кадров, а среди приоритетов — удержание и привлечение персонала. Если же посмотреть на распределение бюджета на персонал, на первом месте оказываются затраты на организацию корпоративных мероприятий (что в каком-то смысле соотносится, но далеко не полностью «покрывает» приоритет на удержании персонала). Доля затрат на привлечение персонала тоже находится в тройке наиболее затратных статей, однако сумма расходов на привлечение оказывается в среднем в два раза меньше, чем на корпоративы.


Как повысить эффективность HR-службы в условиях ограниченных ресурсов

Простого ответа на вопрос, достаточно ли у HR-подразделения ресурсов для эффективной реализации поставленных задач в условиях дефицита персонала и необходимости разработки и внедрения новых подходов к организации HR-процессов, нет. Однако есть простой алгоритм, с помощью которого можно оценить ситуацию в компании и найти возможные точки роста и источники недостающих ресурсов:

  1. Проанализируйте, в чём именно заключается сложность. Соберите HR и топ-команды, чтобы понять, насколько HR-стратегия отвечает запросам бизнеса и насколько реалистичными являются эти запросы.
  2. С учётом этих вводных внимательно взгляните на структуру HR-подразделения. Хватает ли специалистов нужной квалификации? Правильно ли расставлены акценты?
  3. Проанализируйте актуальность и целесообразность текущих KPI HR-команды (насколько эти KPI работают на достижение бизнес-задач).
  4. Изучите затраты HR-подразделения: ФОТ, размер, структуру HR-бюджета —насколько он отвечает текущим потребностям бизнеса. Можно ли его оптимизировать?
  5. Оцените, насколько компетенции (знания, умения, навыки) HR-команды соответствуют текущим требованиям и прогнозируемой ситуации.
  6. Оцените уровень взаимодействия HR и бизнес-подразделений, чтобы выявить сильные и проблемные зоны и сформировать корректный план действий.

И самое главное, выстраивайте партнёрские отношения HR и бизнеса: не обмен информацией, а глубокий диалог и готовность сторон прислушиваться друг к другу и меняться ради достижения общих целей лежат в основе благополучия сотрудников и общего успеха компании. Такой подход позволяет создавать среду, в которой HR может получить необходимые для реализации целей компании ресурсы, а бизнес — быть уверенным в том, что его запросы слышат.


Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть