«Айтишники нужны всем» – кажется, это слоган эпохи. Если айтишники нужны всем, то кто нужен айтишникам? С каждым годом борьба за ИТ-кадры становится жарче и компании ищут новые пути к сердцу специалистов.
Какие компании привлекательны для ценных IТ-специалистов в 2022 году? Рассказывает в статье Артем Гринев, директор проектов практики HR-Marketing ЭКОПСИ.
Фокус исследования
Цель исследования – понять приоритеты IT-специалистов при выборе места работы. А также узнать, какие компании они готовы рекомендовать своим коллегам из IT-комьюнити. Результаты исследования помогут работодателям увидеть себя со стороны, понять, как их аудитория принимает решения.
В контуре исследования было 750 работодателей, российских и международных, которые в 2022 г. ведут наём в России. Мы брали работодателей с численностью IT-специалистов более 50 человек.
Оценку давали не эксперты, а реальные соискатели – IT-специалисты, у которых сугубо личный опыт взаимодействия с компанией и частный взгляд на работодателя.
В исследовании приняли участие 15 951 человек, из которых 89% IT-специалисты уровня middle+. Айтишники оценивали работодателей, которых они узнали из общего списка. Это могли быть компании, где они работают сейчас или работали ранее, а также о которых что-либо слышали от друзей.
Ключевой показатель, определяющий место в рейтинге – сила IT-бренда. Это соотношение оценок “готов рекомендовать компанию для работы” и “не готов рекомендовать”.
Где больше всего хотят работать айтишники?
Дело в том, что айтишник не разделяет компании по отраслям. Он смотрит на другое: интересен ли ему проект, какие технологии, насколько компания комфортна в общении, есть ли место для амбиций. Финансы это, медицина или промышленность – всё равно. То есть Сибур конкурирует с Яндексом, X5 Tech и Росатомом. Все конкурируют со всеми за IT-специалистов.
IT-бренд работодателя как раз помогает выигрывать эту гонку. При этом исследование показало, что только у 15% компаний из выборки сформирован IT-бренд работодателя. Что значит, если бренд не сформирован?
Когда айтишник видит вакансию одной из 85% компаний без IT-бренда работодателя, он не понимает сильных сторон компании, не видит чёткого привлекательного образа. В этом случае остаётся надеяться, что описание вакансии “зацепит” кандидата, а рекрутер и потенциальный руководитель сумеют не только оценить компетенции, но и “продать” компанию соискателю на собеседовании.
Топ-5 рейтинга лучших работодателей для IT в 2022:
Aviasales
Positive Technologies
OZON
HeadHunter
Selectel
Первое место у компании Aviasales. Это пример системной и яркой коммуникации, запоминающийся IT-бренд в паре с прокачанным B2C-брендом. Aviasales легко узнают соискатели, IT-бренд считывается, у него есть аутентичный характер.
На второй строке рейтинга сравнительно небольшая компания (1200 человек по данным ptsecurity.com) с узкой специализацией – информационная безопасность. Соискатели хорошо знают Positive Technologies в сфере инфобеза — это пример сильного отраслевого IT-бренда. Айтишники ходят на обучающие мероприятия по информационной безопасности, которые проводит Positive Technologies, читают их материалы в сети. Получается, что у компании аудитория узкая, но очень лояльная.
OZON и HeadHunter - это известные компании с сильными продуктами, над которыми хотят трудиться множество разработчиков и инженеров.
Selectel комбинирует лучшие практики. У компании один из самых популярных блогов на Хабре, что помогает постоянно быть в контакте с соискателями.
В топе у нас не «гиганты рынка». Почему? Не забываем, что это рейтинг не самых крупных компаний, а тех, где хотят работать. Неочевидный факт: у IT-гигантов есть серьезная уязвимость, и связано это как раз с размером компаний и их длинной историей. Длительная история компании — это постоянная сменяемость персонала, поток людей с разными ожиданиями. История компании – это ещё и история разочарования со стороны людей, которые в ней не прижились по разным причинам.
Также большая компания с сотнями проектов становится похожа на производство. С одной стороны, процессы отлажены, с другой стороны — человек в такой системе порой чувствует себя винтиком.
Топ-5 IT-брендов среди самых крупных IT-компаний:
● Лаборатория Касперского
● Яндекс
● VK
● Тинькофф банк
● Сбер
Тенденции в настроениях айтишников
По сравнению с прошлым годом интересную тенденцию показала промышленная отрасль. Привлекательность промкомпаний в 2022 г. — 42%, по сравнению с 31% в 2021 г. Под промышленностью мы понимаем любое производство, добывающие компании, энергетику и узкоспециализированный В2В.
Топ-5 IT-брендов промсектора:
● Северсталь
● Газпром нефть
● Росатом
● Сибур Диджитал
● Группа НЛМК
Промкомпании массово вышли на рынок поиска IT-кадров 5-7 лет назад, в период цифровой трансформации. Это молодые работодатели на рынке труда. Многие компании этого сектора приложили усилия для создания IT-бренда, выстроили коммуникационную стратегию и качественную работу с IT-специалистами внутри компаний.
Самый непопулярный сектор для работы айтишников – это телеком. Почему люди не хотят идти в телеком-компании? Чаще всего влияют негативные ассоциации с потребительским брендом. Если уже есть негативный флёр вокруг “материнского”, основного бренда, то наиболее верный способ создать сильный бренд работодателя – это выделить его. Так компании создают новую сущность – IT-бренд работодателя. Далее под бренд пишется стратегия и происходит продвижение.
IT-бренд – отдельно
Пожалуй, это главная тенденция, которая захватывает всё больше компаний, независимо от отрасли. IT-бренд работодателя выделяют в самостоятельное юрлицо и продвигают отдельно от потребительского бренда. Как мы видим по результатам исследования, такой подход даёт стратегическое преимущество.
Создавая IT-бренд, важно понимать, что именно хочет получить айтишник от компании. Основные критерии на сегодня – это возможность делать качественные и уникальные продукты, быть в коллективе с энергичными и компетентными коллегами, осознавать значимость своей работы, расти как эксперт и как личность.