
HRTimes №35 Апрель 2020
Искусственный интеллект в HR
До сих пор для оценки сотрудников и принятия кадровых решений абсолютное большинство компаний используют модели компетенций. По данным западных исследований[1], 74% компаний пользуются компетенциями, а обладание нужным компетенциями отвечает за 43–64% результативности сотрудников.
Но консультанты «ЭКОПСИ» задались вопросом: действительно ли все компетенции, зафиксированные в виде модели компетенций, связаны с реальной эффективностью сотрудников? Или они существуют лишь формально?
В конце 2019 года компания «ЭКОПСИ» провела большое исследование компетенций на основе анализа данных. Результаты показали, что из 5 компетенций, чаще всего используемых в моделях разных компаний, только 2 — «Ответственность» и «Инициативность» — связаны с эффективностью сотрудника, то есть помогают работать более эффективно. Сотрудники, обладающие другими компетенциями из этого списка, как правило, оказываются наименее эффективными в своей компании.
Топ-5 компетенций в России:
-
ответственность,
-
командность,
-
лидерство,
-
инициативность,
-
развитие подчиненных.
Об исследовании компетенций
Всероссийское исследование компетенций «ЭКОПСИ» — первое исследование компетенций в России, основанное не на субъективных мнениях менеджеров, а на реальных данных о поведении сотрудников и их эффективности.
Данные исследования учитывают оценки порядка 80 000 сотрудников из более чем 30 российских компаний, представляющих разные отрасли и сферы деятельности, а также разные по масштабам и количеству сотрудников. В рамках исследования руководители оценивали своих непосредственных подчиненных по двум параметрам — эффективности и поведению, проявляемому на работе.
В исследовании использовались современные методы обработки больших данных на основе искусственного интеллекта и машинного обучения, что позволило сформировать кластеры компетенций из оценок поведения и анализа связи между компетенциями и реальной эффективностью сотрудников.
По итогам исследования была создана универсальная модель компетенций — DCM (Data-based Competence Map), которая описала и оценила ключевые качества реальных людей, работающих в российских компаниях.