Согласно данным Всероссийского мониторинга вовлеченности персонала, который ежегодно с 2010 года проводит компания «ЭКОПСИ», вовлеченность россиян начала расти впервые за последние 5 лет, достигнув показателя 69% (см. диаграмму 1). Начав снижаться в 2019 году (с 75% до 74%) и резко упав во время пандемии 2020 года (до 69%), вовлеченность россиян плавно продолжала опускаться и дальше, вплоть до 2022 года, когда она составила всего 66%.
«ЭКОПСИ» проводит исследования вовлеченности уже 13 лет, за это время в них приняли участие более 1000 компаний из всех отраслей экономики. Всероссийский мониторинг вовлеченности позволяет в динамике оценивать вовлеченность, которая в свою очередь влияет на эффективность сотрудников, текучесть персонала, силу бренда работодателя и бизнес-бренда. Вовлеченность — интегральный показатель, который также характеризует внутреннее состояние сотрудников.
«Мы давно заметили, что индекс вовлеченности прямо коррелирует с экономическими кризисами, общей обстановкой в стране и в мире. Так было и после кризиса 2008 года, и во время пандемии в 2020. Но вовлеченность продолжила плавно снижаться и после 2020 года, – отмечает партнер «ЭКОПСИ», руководитель практики, проводящей исследования вовлеченности, Андрей Онучин. – 2023 год стал первым за последние 5 лет, когда мы заметили положительную тенденцию: уровень вовлеченности вернулся к пандемийному. В этой связи будет особенно интересно посмотреть на результаты 2024 года. Сохранится ли этот положительный тренд – пока большой вопрос».
Диаграмма 1. Динамика уровня вовлеченности
Эксперты также отметили ряд других любопытных тенденций в данных исследования.
Выросло количество сотрудников (+5,7 процентных пунктов (п. п.)), которые положительно оценивают свои доходы. В 2023 году сотрудники отметили положительные изменения в своих доходах. Вопрос: «Уровень моих доходов соответствует моему профессиональному уровню и личному вкладу в общий результат» получил на 5,7п. п. больше положительных ответов, чем в 2022 году (изменение с 21,1пп до 26,8пп). «Столкнувшись с дефицитом персонала в 2023 году многие компании постарались купировать риски, индексируя зарплаты своим сотрудникам. Но надо понимать, что многие из них исчерпали возможности материальной стимуляции и в 2024 году надо будет искать иные пути», – добавляет Андрей Онучин.
В исследовании эксперты анализируют различные показатели вовлеченности, распределяя их по степени влияния на вовлеченность и степени удовлетворенности сотрудников. В сектор с высоким влиянием на вовлеченность и в целом удовлетворяющие сотрудников попали «Атмосфера и коллеги», «Бизнес-процессы», «Коммуникация». Несмотря на положительную динамику сотрудники по всей стране продолжают стабильно низко оценивать показатели «Компенсация» и «Оценка и признание», в то время как они являются одними из самых главных по своему влиянию на вовлеченность (см. диаграмму 2). Надо отметить, что общая оценка компенсации стабильно низкая всегда и во всех странах, особенно среди рабочего персонала. Если сотрудники оценивают свою зарплату как достаточную, скорее всего им переплачивают.
«Оценка и признание» – один из ключевых факторов, влияющих на вовлеченность, гораздо больше, чем зарплата. Если для компенсации находиться внизу – нормально. То с оценкой и признанием – нет. Люди не чувствуют, что оценены компанией. Этот фактор также отражает, насколько, по мнению человека, он соответствует занимаемой должности в глазах коллег, получает обратную связь о своей успешности в работе. Как видно из диаграммы 2, показатели у этого фактора крайне низкие. «Если люди не получают похвалы, то быть вовлеченными им намного сложнее, а руководители в России не умеют и не любят хвалить подчиненных», – поясняет Андрей Онучин.
Диаграмма 2. Факторы, влияющие на вовлеченность
Сотрудники стали на 17% больше доверять руководителям. По итогам 2023 года наибольший прирост, почти на 17% (с 57% до 74%), был выявлен в вопросе «Мой руководитель является неформальным лидером», что означает рост доверия непосредственному руководителю.
Внутренние коммуникации страдают в большинстве компаний. Важный показатель, который ухудшился за последний год – коммуникация внутри компании (снижение почти на 5%, с 70% до 65,3%): сотрудники отмечают недостаточность и несвоевременность информирования. В турбулентные времена возможность получения оперативной, актуальной информации ценится сотрудниками гораздо больше, чем в период стабильности. Именно это отразилось в результатах опроса.
С полной версией результатов Всероссийского мониторинга вовлеченности персонала можно ознакомиться по ссылке.
Подробнее о том, что такое вовлеченность, как на нее можно влиять и менять корпоративную культуру, как повышать эффективность сотрудников, но при этом не довести их до выгорания, можно прочитать в книге «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности», написанной архитектором исследования Андреем Онучиным.
О Всероссийском мониторинге вовлеченности и модели вовлеченности «ЭКОПСИ»
Всероссийский мониторинг вовлеченности проводится компанией «ЭКОПСИ» уже 13 лет. За это время в исследовании приняли участие более 1000 компаний из всех отраслей экономики. Участие в исследовании бесплатное.
Модель вовлеченности «ЭКОПСИ» состоит из трех элементов: увлеченность работой, приверженность компании и инициатива.
Паспорт исследования
48% мужчин, 52% женщин.
74% специалистов, 26% руководителей.
В исследовании принимали участие сотрудники от 21 года, основная масса участников – от 30 до 45 лет.
Трудовой стаж основной массы респондентов – до 5 лет – 63%, от 5 до 10 лет – 20%, более 10 лет – 17%.