В конце февраля на заседание Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров собралось 10 авторитетных спикеров и около 50 заинтересованных слушателей, чтобы обсудить провокационно звучащую тему: «Работать некому! Рынок труда для тех, кто формирует рынок труда».
Главный трек двухчасового разговора — дефицит профессиональных специалистов на рынке внутрикорпоративных коммуникаций — перерос в широкое обсуждение других важных вопросов в развитии отрасли и профессии. Делимся подробностями.
Образование, карьера и зарплата внутрикома: исследования и реальность
Виктория Кабакова, директор по консалтингу в «ЭКОПСИ», опирается на масштабное исследование «Зеркало коммуникаций», которое компания проводит совместно с проектом InterComm начиная с 2021 года. Вот что выяснилось по результатам первого этапа (400 респондентов, 300 компаний) исследования в 2022–2023 годах.
Из минусов — отрасль пока не структурирована. В 80% компаний — внутренние коммуникации живут как обслуживающий сервис, их функция сводится к реагированию (на событие, на запрос топ-менеджера, на кризисную ситуацию и т. п.), но нет проактивной позиции; нет регулярного аудита внутренних коммуникаций (как устроена функция, её роль, её задачи и приоритеты), нет регулярного замера эффективности (с метриками вообще беда); по-прежнему самый мощный фокус внутрикома в такой модели — информирование по текущим процессам и проектам, а также организация мероприятий, но редко трансляция смыслов; как следствие, контент однообразен, креативность формата ненадолго удерживает внимание, сотрудник является «потребителем информации», а не участником диалога.
Из плюсов — всё же появляются (до 20%) компании со стратегией внутрикорпоративных коммуникаций, соответствующей стратегии бизнеса; топы здесь активно участвуют во ВК, генерят смыслы и считают коммуникацию одной из своих управленческих задач, а сотрудники — полноправно участвуют в диалоге, являясь соавторами коммуникаций в компании; фокус коммуникации в таких компаниях — системное повышение операционной эффективности за счёт качественной коммуникации, осмысленное изменение поведения людей и через это — целенаправленное внедрение изменений в компании в целом.
Ключевое направление трансформации функции внутренних коммуникаций — от размещения новостей к трансляции смыслов. От роли «репродуктора» через роль «переводчика на человеческий» к роли стратегического бизнес-партнёра. Для этого и самой функции, и экспертам придётся расти — как раз набирая вес в системности, стратегировании и целеполагании.
Также Виктория рассказала, что в 2024 году стартует новый этап исследования, который будет состоять из трёх треков:
Внутриком как бизнес-функция — и это будут экспертные интервью и опрос руководителей ВК-подразделений крупнейших компаний.
Внутриком как профессия — опрос специалистов по внутрикорпоративным коммуникациям.
Внутриком как образование — кабинетное исследование вузовских программ по коммуникациям и бренду работодателя, экспертные интервью с руководителями программ, фокус-группы и опросы студентов.