Все услуги
aaa
На выход: рекордное число сотрудников в России ушло из-за скучной работы

Комментарий Октябрь 2021

На выход: рекордное число сотрудников в России ушло из-за скучной работы

РБК Про от 24.10.2021

Впервые персонал российских компаний массово увольняется не только из-за низких зарплат, но и потому, что надоела неинтересная работа. Компании утверждают, что люди сами виноваты. Но проблема на самом деле глубже

Увольнения сотрудников в России бьют рекорды: во втором квартале 2021 года рабочие места покинули 2,66 млн работников, это максимальный показатель минимум за восемь лет. Чаще всего люди уходят по собственному желанию. Чем они недовольны? Анализ, проведенный кадровым агентством Kelly Services, выявил главные причины. На первом месте (34% ответов) довольно предсказуемо оказался низкий уровень заработной платы. А вот вторым по значимости демотивирующим фактором стали неинтересные задачи и отсутствие профессионального роста — из-за этого на выход собрался каждый четвертый. Хотя отсутствие карьерного роста огорчило лишь одного из десяти работников. У тех, кто успел найти новую работу, интересные задачи заняли третье место в списке рабочих стимулов после пресловутой высокой зарплаты и возможности трудиться удаленно.

«Великое увольнение», скорее всего, продолжится: исследование Kelly Services выявило, что 76% опрошенных или уже вовсю ищут работу, или твердо намерены заняться этим в ближайшее время (еще 17% затруднились с ответом). Что работники понимают под скучной работой? И может ли работодатель сделать так, чтобы им стало интересно?

Сами виноваты

Многие из компаний, с которыми побеседовал РБК, считают, что на сотрудниках лежит изрядная доля вины за то, что им скучно. «Формулировка «неинтересная задача» говорит, что соискатель не может творчески смотреть на свою работу, — считает Анастасия Комиссарова, ведущий аккаунт-менеджер коммуникационного агентства 2L. — Подходить к скучной задаче так, чтобы она стала интересной, — одно из значимых умений сегодня». Если речь не идет о компании, находящейся в конце своего жизненного цикла на этапе заскорузлой бюрократии, то о неинтересных задачах говорят некомпетентные люди с завышенными ожиданиями, думает экс-руководитель экономического управления на Московском нефтеперерабатывающем заводе Алиса Калуженина. «Эта формулировка всегда признак некомпетентности человека либо его конфликта с работодателем. Как-то раз ко мне на собеседование пришел ведущий экономист одной из «дочек» РЖД. Он рассказывал, какие в РЖД неинтересные задачи. Это в огромной корпорации, в РЖД, в XXI веке экономисту скучно! — недоумевает Калуженина. — Хороший экономист наблюдает самые сочные кишки предприятия. А плохой не понимает, что видит в цифрах, а просто лепит скучные таблички».

Молодому поколению интерпретировать поставленные руководством задачи как неинтересные позволяет огромный выбор вакансий, говорит Александр Шаров, основатель школы повышения личной и корпоративной эффективности Increase.Space: «Этот выбор мешает им закрепиться на одном месте. Как только они сталкиваются со сложностями на работе, то не пытаются справиться, а сбегают». Колоссальная проблема в том, что человек не становится профессионалом в какой-то определенной сфере, обозначает проблему эксперт. «Чтобы довести свои навыки до идеала, требуется много времени, а если вы привыкли прыгать от одного к другому, то не будет ни опыта, ни умения работать в компании. Стрессоустойчивость, многозадачность, работа в режиме повышенного давления — у вас так и не сформируются эти качества. Взять ИТ-сектор: сам процесс программирования — достаточно нудная работа, и с этим ничего не поделать». Именно поэтому рынок труда переполнен молодыми людьми, абсолютно ничего не знающими и не умеющими, поясняет Шаров.

Подтверждение этой точки зрения можно найти в результатах Всероссийского мониторинга вовлеченности сотрудников, который проводит кадровый консалтер «ЭКОПСИ». Одной из составляющих вовлеченности служит увлеченность работой, то есть тот самый интерес. «Несколько лет мы видим очень интересный тренд, — делится наблюдениями партнер и руководитель мониторинга «ЭКОПСИ» Андрей Онучин. — Существует почти линейная зависимость увлеченности от возраста: чем старше сотрудники, тем больше они говорят об увлеченности работой». Люди не умеют получать удовольствие от работы, пока они ее не освоят, поясняет эксперт.

Масла в огонь подливает ложная и вредная идея о поиске призвания, сетуют представители компаний. Вера в то, что где-то есть работа мечты, на которой все будет получаться само собой, заставляет человека менять место после первых трудностей. «При переходе в другую компанию вы знакомитесь с новыми процессами и людьми. Но позже, когда происходит адаптация, те же задачи вновь могут стать скучны, — предостерегает Марина Малашенко, HR-директор сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip. — В любой работе нужно искать внутреннюю мотивацию и интересные для вас задачи».

Увольте эйчара

Однако как бы ни было соблазнительно переложить вину на заскучавшего сотрудника, этот подход едва ли верен. Одна из причин скуки на работе, о которой говорят кадровики, — плохой подбор людей в компании. «Нет плохих людей, есть некачественный рекрутинг в стиле «лишь бы кем закрыть вакансию», — считает Юлия Свитковская, основатель консалтингового агентства HR-trend. А поиск правильного кандидата должен учитывать не только его профессиональные знания, но и психологию. «При найме нужно определить, какие задачи кандидат любит решать: долгосрочные или краткосрочные, один или в команде, умеет ли управлять своим вниманием, что чувствует, как реагирует на рутину и жесткие дедлайны. И, исходя из его личных особенностей, принимать решение, подходит он вам или нет. Если кандидат любит рутину, он никогда не нагенерит идей, как усовершенствовать бизнес-процесс. Если он не выдерживает большое количество контактов с людьми, какой он менеджер по работе с клиентами? Задача рекрутера — подсветить у человека его сильные стороны».

Важно не додумывать за сотрудника, а выяснить, какой смысл он закладывает в понятие «интересная задача», напоминает София Романова, HR ИТ-направления курьерской доставки СДЭК. «Есть те, кто ищет работу ради материальных благ, они и представляют для таких сотрудников интерес. Один из последних кандидатов-программистов мне открыто сказал, что ему все равно, какие задачи решать, — важно, чтобы он получал энную сумму», — отмечает Романова. Если поставить такого сотрудника на рутинную работу, которой много в любой компании, проблем не будет. «Когда у пожилого и заслуженного работника почты спросили, не устал ли он 25 лет каждый день ставить с утра до вечера штемпели на письма, он ответил: «Отнюдь нет! Я каждый день меняю дату на штемпеле!» — поясняет эту мысль анекдотом Сергей Козлов, гендиректор разработчика CRM для бизнеса «Мегаплан».

Если ваши сотрудники жалуются на неинтересные задачи, увольте своего HR, он просто не умеет выстроить современную систему найма, советует Матвей Эргардт, владелец Центра развития бизнеса Delobase. Он часто сталкивается с такими ситуациями у клиентов, и в подавляющем большинстве случаев основная причина — человек оказался не на своем месте. «Недавно был случай, когда работник регулярно запарывал задания по оформлению тендерных заявок, несмотря на огромный опыт и экспертизу. Выяснилось, что ему постоянно приходится заставлять себя перепроверять данные, а на этой позиции это очень важная часть работы. Сотрудник мужественно это делал. Но сделанное через силу всегда посредственно, — рассказывает Эргардт. — Посмотрели на таланты: у человека явно широкая сеть связей, он любит общаться, не боится быть в центре внимания. В PR-отделе как раз была вакансия по работе в соцсетях. Сотрудник туда перевелся и, несмотря на отсутствие опыта, после небольшого обучения просто попер в гору». Помогать человеку найти свое место должен именно работодатель, считает эксперт.

Еще одна ошибка при подборе — приукрашивать на собеседованиях рабочие обязанности. Заманивать соискателей формулировкой «интересные задачи» в вакансиях не стоит, советует руководитель продуктов Skyeng и автор проекта «Карьерный цех» Глеб Кудрявцев. «Эта фраза приелась и ничего конкретного соискателю не сообщает. Иногда это даже негативный маркер, свидетельствующий, что компания не подумала, как лучше донести смысл. Если у вас правда интересные задачи, покажите это на примере, предположим, «нужно доработать продукт, который используют сотни ретейлеров по всей стране».

Ради смысла

Массовый исход сотрудников происходит не только в России. В августе уволилисьрекордные 4,3 млн американцев, количество открытых вакансий перевалило в США за 10 млн. Великобритания тоже бьет рекорды с немыслимым ранее 1,1 млн незакрытых вакансий. Впрочем, обозреватели хоть и выражают обеспокоенность, часто списывают все это на боязнь заразиться коронавирусом, однако исследования утверждают, что это не так. Например, почти две трети американцев, принявших участие в апрельском опросе McKinsey, поделились, что COVID-19 заставил их задуматься о своей цели в жизни. Теперь они не готовы тратить жизнь на рутину только ради того, чтобы зарабатывать.

Борьба с рутиной

Но и умением подобрать правильного сотрудника ответственность компании не ограничивается. Даже выполняя подходящую по способностям и темпераменту задачу, он может потерять к ней интерес, если не видит интереса компании к своей работе. В подавляющем большинстве случаев формулировка «мне скучно» означает «я не вижу отдачу от своей деятельности», — уверен Михаил Кириченко, сооснователь финтех-сервиса Jump.Finance. «Так бывает, если сотрудник выполняет задачи, результат которых на самом деле не нужен и нигде не используется. Чем крупнее и бюрократизированнее организация, тем выше вероятность этого». Угадывать интересы людей здесь не нужно. Покажите им, как их работа влияет на успех продукта или компании. А если не влияет, избавьтесь уже от таких позиций в штатном расписании, советует предприниматель.

Если человек видит свой вклад, влияние на общий результат, роль в корпоративной системе, то любая задача для него будет интересной, поскольку в ней будет высший смысл, уверена Дарья Коробкова, управляющий партнер компании Teamsonance, занимающейся развитием рабочих команд. «Например, бухгалтеру поручают оформить и оплатить контракт. Рутинная операция. Но отношение будет другое, если он участвовал в совещании по этому проекту или знает от руководителя, что у этого проекта особая миссия: контракт обеспечит поставку еще не зарегистрированных в России новейших лекарств по специальному разрешению Минздрава, и несколько пациентов будут спасены от смерти. Поверьте, человек сделает все от него зависящее, чтобы задача была выполнена с максимальной скоростью». Обеспечить понимание целей компании каждым сотрудником — задача работодателя.

Андрей Онучин напоминает о «состоянии потока», термине, введенном американским психологом Михайем Чиксентмихайи. Находясь в потоке, увлеченный работой человек теряет ощущение времени, ему не надо прилагать усилия, чтобы не отвлекаться, задача сама удерживает его внимание. Пребыванию в этом состоянии также способствует руководитель. Чтобы как можно чаще оказываться в потоке, нужно выполнять задачи из зоны ближайшего развития, то есть из знакомой области, для решения которых тем не менее требуются усилия. Новая задача необязательно отменяет старые, в решении которых сотрудник хорош. Директору по персоналу ИТ-компании SimbirSoft Екатерине Артюшиной приходилось помогать HR-специалисту выйти за рамки ее должностных обязанностей (заполнение трудовых книжек, подготовка трудовых договоров и пр.) и найти задачи, которые помогли раскрыть ее потенциал. «Было очевидно, что сотрудница обладала хорошей экспертизой в своей сфере, и мы решили посмотреть на профессию с другой стороны. Организовали регулярные встречи с руководителями технических направлений, на которых она рассказывала им о трудовом законодательстве. Это помогло ей повысить ценность своей работы и подчеркнуть профессиональный статус», — поделилась Артюшина. При этом сотрудница продолжала выполнять прежние должностные обязанности.

Наконец, все возможные рутинные операции можно и нужно автоматизировать, это тоже поддержит интерес. «Меня удивляют высказывания о том, что, например, у бухгалтера скучные задачи. Это прежде всего фиксация и анализ всех финансовых потоков внутри организации. Бухгалтер должен сначала разобраться во всех процессах в организации, достаточно глубоко погрузиться в бизнес, постепенно изучить клиентов и рынок, подрядчиков и партнеров. Это бизнес-процесс и ключевой инструмент контроля, позволяющий руководству компании принимать правильные решения, опираясь на данные финансовых отчетов. Автоматизация заполнения документов и других базовых процессов сэкономит компании время, ресурсы и снизит количество ошибок, а главное — даст возможность сотрудникам заниматься действительно интересными и актуальными задачами», — считает Ирина Зонова, HR-директор ИТ-компании АТОЛ.

Видишь, я горю

Выводы Kelly Services подтверждаются и другими исследованиями. В сентябрьском опросе hh.ru скучные задачи тоже названы второй по значимости (27%) причиной смены места работы после низкой зарплаты (45%). Каждый третий опрошенный признался, что не получает удовольствия от своей работы. А в ежегодном исследовании рынка труда, которое проводит компания Antal Russia, по 28% участников пожаловались как на маленькую зарплату, так и на то, что «стало скучно, больше неинтересны задачи».

Свою нынешнюю компанию работающие в ней респонденты в свое время выбрали именно за «широкий круг ответственности или новые задачи» (54%). Более высокая зарплата или более привлекательная бонусная схема оказались на втором месте с 49%, а возможность карьерного роста и вовсе на пятом с 35%. И именно это отчаявшиеся специалисты будут искать у новых работодателей. «Компаниям необходимо тщательно следить за этой тенденцией в связи с риском потерять ценного сотрудника: согласно исследованию hh.ru, чаще всего «хантеры» из других компаний предлагают потенциальным сотрудникам более интересный функционал (в 67% случаев)», — предупреждает Ирина Хоменко, карьерный консультант, руководитель HR-проектов hh.ru.

Жалобы на неинтересные задачи — серьезный звонок для компании, предупреждает Андрей Вилков, директор по работе с персоналом Syssoft: «Зачастую они являются не предвестником, а признаком первого этапа эмоционального выгорания. Если сотрудник приходит с такой беседой к руководителю или HR-специалисту, велика вероятность, что он уже начал искать работу и у текущего работодателя осталась последняя возможность прислушаться к сотруднику и сохранить ценный кадр».



Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть