Очевидно, что сегодня всем нужно отказаться от восприятия своей жизни как чего-то застывшего и не поддающегося изменениям. Наступила эпоха перемен и неопределенности. Непросто всем, и руководителям, и подчиненным. Нужно научиться жить по новым правилам, и здесь на руководителя возлагается особая ответственность — сформулировать эти правила.
Какие шаги нужно предпринять лидеру коллектива, чтобы сотрудники могли сосредоточиться на работе, не впадая в отчаянье и уныние?
Цвет настроения черный
Мировая повестка последних лет угнетающе воздействует на психику большинства, выбивает почву из-под ног. И времена ковида, и начало СВО, и объявление мобилизации, и 24 июня 2023-го — каждое событие само по себе, а уж тем более вместе оказывают тяжелое и мрачное действие на психику людей. Страх и тоска, уныние, одиночество, скорбь, непонимание, разумеется, мало способствуют слаженной работе коллектива. Команды зачастую распадаются на части и перестают работать.
Это ставит перед лидером задачу успокоить людей и собрать команду воедино.
Наденьте маску на себя, а потом на ребёнка
Правило самолета работает в коллективе так же, как в жизни: сначала помоги себе, потом другим. Сначала обеспечьте собственную безопасность, а только после этого можете начинать заботу о коллективе.
Доказано, что психическая и эмоциональная устойчивость поддается тренировке. Упражнение занимает порядка пятнадцати минут в день, но совершенно точно сделает вас сбалансированным и эмоционально устойчивым. Нужно составить список самых важных лично для вас ценностей и написать про каждую несколько предложений, почему эта ценность важна для вас. Ежедневно перечитывайте написанное, дополняйте и улучшайте его. Вы будете приятно удивлены, как мощно работает такой несложный тренинг.
Допуск к телу
Открытая коммуникация руководства с коллективом может помочь достичь эмоциональной стабильности.
Сотрудникам нужно дать возможность выговориться, значит, боссу нужно уметь спокойно выслушать каждого, кто захочет пообщаться неформально.
Ломаются стереотипы: сейчас пришло время, когда нужно смешивать рабочее и личное. Честность, как правило, окупается. У сотрудников могут быть самые разные проблемы: кому-то нужно выговориться, кому-то помочь с оформлением документов, кому-то записаться к врачу. Соответственно, и помощь должна быть индивидуальной.
Коммуникация не должна стать причиной еще большей паники. Руководителю стоит быть мягким и твердым одновременно. Лучше всего давать инструкции из нескольких шагов или предлагать альтернативы на случай непредвиденных событий.
Часто встречающаяся ошибка — отсутствие коммуникации— может стать фатальной. Люди чувствуют себя брошенными, это еще больше их расшатывает внутренне. Недостаток информации рождает недоверие, а недоверие рождает негатив. И даже если люди не увольняются, ни о какой слаженной работе речи идти не может.
Давайте говорить друг другу комплименты
Похвалить сотрудников за усилия — одна из тех вещей, о которых легко забыть в суете. Это может быть блестящий отзыв о производительности или солидная премия. Иногда это просто искренняя обратная связь на собрании команды или записка, оставленная на рабочем столе. Одно из очевидных преимуществ адекватного признания — положительные эмоции, которые испытывают сотрудники. Ведь их труд замечают и ценят. Признание сотрудников может выражаться различными способами:
Письменная и устная похвала. Это может быть записка с текстом вроде «Отличная презентация!». Такая форма признания очень проста и эффективна.
Премии. Деньги говорят сами за себя. Если позволяет бюджет, выплачивайте премии.
Подарки. Это может быть давно желанное служебное парковочное место прямо перед офисом или подарочная карта в кофейню неподалеку. Делая такие подарки, вы творчески подходите к проявлению восхищения вашими сотрудниками.
Мероприятия. Мыслите нестандартно! Например, устройте команде кулинарный мастер-класс, организуйте поход или прогулку на теплоходе с рестораном.
Отмечайте достижения с помощью программы «Сотрудник месяца». В каждом из нас есть немного тщеславия, и такая программа отлично подойдет для признания заслуг человека.
Подведение итогов года на природе, на пикнике незабываемо. Такие мероприятия по устранению формализма в отношениях и созданию дружного коллектива очень важны именно в периоды внешних кризисов.
Как именно стоит отслеживать состояние людей, советует Станислав Куликов, партнер, руководитель направления «Развитие персонала и внедрение изменений» управленческого консалтера «ЭКОПСИ»: «Для этого регулярно собирайте ключевых руководителей и просите их оценить состояние в коллективе по шкале от 1 до 10, где 10 — «все замечательно», а 1 — «люди совсем не в ресурсе». Отслеживайте динамику. В каких подразделениях ситуация хуже, в чем причины?».
Как и во всех сферах жизни, в отношениях с сотрудниками, необходим баланс. С одной стороны, нужно показать, что на работе мы работаем все-таки работаем и имеем определенные обязанности. С другой стороны, сейчас нужно уделять повышенное внимание эмоциональной сфере сотрудников.
Люди будут выкладываться на работе по полной, если руководителю удастся найти здесь золотую середину.
Конспективно
1. Позаботьтесь о собственном эмоциональном состоянии. Приведите себя в норму, и только после этого думайте о коллективе.
2. Обеспечьте беспрепятственное общение с вами любого члена команды. Это может быть беседа у кофемашины или мессенджеры. Дайте понять сотрудникам, что они всегда могут прийти к вам со своей проблемой.
3. Обязательно отмечайте достижения коллег: хвалите их любыми способами, премируйте, творчески подходите к сплочению коллектива.
4. «Принимайте одно решение, рассматривая много сценариев, а не наоборот. Нет ничего хуже противоречивых указаний, которые получат ваши сотрудники, если вы примете несколько вариантов движения или каждый день будете отменять вчерашнее решение. Люди и так в стрессе». Станислав Куликов, партнер, руководитель направления «Развитие персонала и внедрение изменений» управленческого консалтера «ЭКОПСИ».